Огненная живопись

Демина М.
(«ХиЖ», 2011, №10)

s20111064 emal.jpg


Вы знаете, как выглядели первые русские ордена - наградные знаки, вручавшиеся за верную службу царю и Отечеству? Это были эмалевые миниатюры (лат. minium — киноварь для раскрашивания рукописных книг) — портреты Петра I в золотых оправах, украшенные драгоценными камнями. Носили их на груди на лентах или бантах. В 1698 году молодой русский император привез из Англии несколько эмалевых портретных миниатюр, так поразивших его удивительной яркостью и чистотой красок, тончайшей прорисовкой деталей, гармонией цвета, что он немедленно повелел мастерам Оружейной палаты освоить новый вид искусства — «огненную живопись».

К концу XVII века мастера-эмальеры Москвы, Новгорода, Великого Устюга, Сольвычегодска (до XVI века — Усольск) в совершенстве владели всеми техниками эмали: по гравировке, чеканке, выемчатой, по филиграни на золоте, серебре и меди. Эмалевыми вставками украшали иконы и оклады церковных книг, посуду, ювелирные украшения, оружие и даже мебель. Цветовая палитра поражала богатством и разнообразием оттенков. Особенно хороши были серебряные филигранные изделия с прозрачной эмалью сине-зеленых тонов. Русская эмаль высоко ценилась в мире — своим праздничным, нарядным многоцветием она выгодно отличалась от европейской, в частности, знаменитой лиможской гризайли — эмали в серых тонах по темному фону.

Исполняя царский указ, русские мастера начали овладевать искусством росписи по эмали. Сначала это были стилизованные фигурки людей и животных, простые узоры и цветочные орнаменты. Затем — бытовые сценки, моменты сражений и охоты, зарисовки на библейские и сказочные сюжеты. К середине XVIII века в России появляется живописная портретная миниатюра на эмали. В Академии художеств открывается эмальерный класс.

Давайте понаблюдаем за процессом рождения эмалевой миниатюры.

На тонкую медную, выпуклую с лицевой стороны пластинку — круглую, овальную или прямоугольную, длиной от двух до двадцати сантиметров — наносится в несколько слоев грунт — растертая в порошок и смоченная водой белая эмаль. Каждый слой хорошо высушивается и обжигается в муфельной печи при температуре около 800 C. Эмаль расплавляется и становится блестящей и гладкой. На нее, как на холст, огнеупорными красками наносится роспись, эскиз которой предварительно рисуется на бумаге. Краски — это оксиды и соли металлов, смешанные со скипидаром и эфирными маслами, например, лавандовым. Каждая краска имеет собственную температуру плавления и только после обжига обретает свой истинный цвет и блеск. Сколько проб надо сделать мастеру, чтобы точно подобрать нужный оттенок цвета! Роспись осуществляется послойно, и каждый слой сушится и обжигается отдельно. Готовое изделие покрывается фондоном — прозрачной эмалью, усиливающей блеск и сияние изображения. Художник-эмальер должен иметь огромный опыт и терпение, безупречный вкус и интуицию, наметанный глаз и крепкие руки. Эмаль не прощает небрежности в работе: плохо загрунтованная пластина обязательно покоробится, недосушенная — вздуется, перегретые краски «утонут», расплывутся, а недогретые сделают эмаль пористой, шероховатой.

Эмалевые живописные миниатюры русских мастеров конца XVIII — начала XIX веков привлекают живой пластикой, выразительностью, лиризмом. Спокоен и тверд Петр I на овальной, размером 7 на 9 см, миниатюре Григория Мусикийского, хранящейся в Эрмитаже. Император слегка опирается на ствол пушки. Его губы чуть улыбаются. Через левое плечо перекинут малиновый плащ с меховой опушкой, на правом — ярко-синяя лента ордена Андрея Первозванного. Позади него светится золотом шпиль Петропавловской крепости. Почти неуловимые переходы тонов придают портрету тонкость, легкость, реалистичность.

В 1842 году мало известный ювелир, француз Густав Фаберже основал в Петербурге фирму, просуществовавшую почти 80 лет. Ее художники-ювелиры достигли небывалых высот в искусстве эмалевой росписи. Роскошные табакерки и портсигары, дорогие настольные украшения, пасхальные яйца-сюрпризы расписывались в технике гильоше — разновидности эмали по гравировке.

На золото или серебро наносился узор в виде повторяющихся штрихов, полос, лучей, кругов так, чтобы на один миллиметр приходилось от трех до пяти линий. При такой плотности глаз воспринимает не отдельную черточку, а переливы светлого и темного тонов. Покрытая цветной прозрачной эмалью поверхность металла становится фантастически красивой — блеск и мягкое свечение завораживают, создают ощущение гармонии и покоя.

Живописная эмаль, рожденная в огне, вобравшая в себя неиссякаемую творческую фантазию и неукротимую волю мастера, обманчиво хрупкая, притягательно загадочная, волшебно воздушная, внутренне просветленная, своими не тускнеющими красками несет в вечность жизнь, застывшую лишь на одно мгновение.

123

Разные разности

25.09.2022 14:00:00

Как вы думаете, что важнее — есть много фруктов или есть фрукты часто? Казалось бы, какая разница. А между тем разницу обнаружили исследователи из Астонского университета в Бирмингеме.

>>
23.09.2022 14:00:00

В Формуле-1 всегда бытовало твердое убеждение, что здесь работает «правило 80/20»: машина/команда отвечают за 80% успеха в гонке, а мастерство пилота — только за 20%. Но, как выяснили ученые из Университета Летбриджа, эта формула ошибочна.

>>
21.09.2022 16:00:00

Компания Virginia Tech вместе со специалистами из двух университетов США работает над перчатками для подводных манипуляций Octa-glove. Принцип их работы позаимствован у щупалец осьминога.

>>
17.09.2022 16:00:00

Одуванчики продолжают распространяться по миру. И делают это поразительно успешно. Потому что используют надежные и изощренные технологии, созданные природой. Например, семена одуванчиков — одни из лучших летунов.

>>
16.09.2022 18:00:00

Ученые из Университета Райса представили бесконтактную оптическую систему мониторинга деформаций, которая включает в себя тензочувствительную краску и портативное оборудование для считывания информации с нее.

>>