Тополевая моль

Сулханов А.В.

С начала 1980-х годов задолго до наступления осени в Москве можно видеть пожелтевшие и ссохшиеся листья тополей, а то и просто оголенные деревья. Каждое лето эта неприглядная картина сопровождается изобилием мелких бабочек, залетающих в квартиры. А поскольку бабочка называется тополевой молью, у многих возникает понятное опасение за сохранность своей одежды, в первую очередь шерстяной и меховой. Сразу успокою — ни сами бабочки, ни их потомство домашние вещи не едят.

Вспышку численности тополевой моли — разновидности молей-пестрянок — впервые наблюдали на территории нашей страны в 1898 году в окрестностях Харькова.

Мелкие белые бабочки с черными точками на крыльях появляются после зимовки в конце апреля — начале мая, спариваются и примерно с середины мая начинают откладывать яйца на распустившиеся листья тополей.

Через неделю-другую из яиц вылупляются гусеницы, тут же вгрызающиеся в мякоть листа. В итоге внутри листовой пластинки образуются полости диаметром до 1,5—2 см — так называемые мины. Поэтому тополевую моль в числе других насекомых-вредителей относят к «минерам». При большой численности гусениц деревья теряют листву уже к середине лета.

К концу июня — середине июля гусеницы окукливаются внутри листьев, и примерно через неделю из куколок появляются бабочки, которые ничем не питаются и в конце июля — начале сентября уходят на зимовку. Обычно бабочки зимуют в трещинах коры деревьев, в городе же они укрываются, залетая в жилые и нежилые помещения, где, понятно, зимовать гораздо лучше и безопаснее, особенно при резких сменах погоды. Весной бабочки покидают свои убежища, перелетают на стволы тополей, и весь цикл повторяется снова. В средней полосе тополевая моль дает одно поколение в год. Часто самки нового поколения успевают отложить яйца, но второе поколение, как правило, не успевает закончить развитие и погибает в конце августа — начале сентября при похолодании.

Последняя вспышка размножения тополевой моли в Москве отмечена в начале 1930-х годов. Но средняя численность бабочек тогда была существенно меньшей, чем в последние годы. Причина, вероятно, в том, что общая загрязненность городской среды значительно возросла. Деревья и кустарники физиологически ослаблены и стали легкой добычей многих видов насекомых- вредителей, приспособившихся к жизни в городских условиях.

Среди известных к настоящему моменту 312 видов насекомых-вредителей городских насаждений наиболее часто встречаются представители сосущих (в первую очередь, тли) и минеров (моли-пестрянки, некоторые виды минирующих мух и жуков), а также галлообразователей (из которых наиболее широко распространены лиственные клещики, образующие на листьях характерные вздутия — галлы). Почему именно они оказались наиболее приспособлены к обитанию в специфической городской среде? Объяснение простое: членистоногие всех трех групп питаются внутренними, наименее загрязненными тканями растений и ведут скрытый образ жизни. Покровы листа так хорошо защищают их, что традиционные меры охраны зеленых насаждений им нипочем.

Поэтому, особо не мудрствуя, тополя — одни из самых неприхотливых, а потому незаменимых в городских условиях деревьев — вырубают и сажают на их месте чаще всего липы. При этом, правда, забывают, что, во-первых, по биомассе зелени липа и большинство других деревьев значительно уступают тополю. А во-вторых, и это главное, что моль-пестрянка любит липу не менее тополя. Разница лишь в том, что тополь может пережить большую потерю листьев в течение нескольких лет подряд, а липа не столь бесчувственна, она погибнет. Следует также помнить, что кроме тополевой, существуют и другие виды молей- минеров, в том числе и липовая, которая ничем не лучше. Кстати, ее численность растет. Пока она не достигла угрожающего уровня, но есть основание ожидать, что через два-три года липа будет выглядеть, как сейчас тополь.

Почему же в крупных городах численность минеров постоянно растет, а в загородных лесах и рощах ничего подобного не происходит? Что там препятствует бурному размножению насекомых-вредителей? В ответах на эти вопросы содержится ключ к созданию эффективной защиты зеленых насаждений.

У каждого насекомого-вредителя есть свои враги — хищники и паразиты. Есть они и у молей- пестрянок. И те, и другие уничтожают бабочек, но если хищники (пауки, муравьи) просто убивают их, то паразиты (наездники) откладывают свои яйца либо внутрь тела гусеницы или куколки минера, либо прикрепляют их на покровы жертвы. В обоих случаях личинка паразита поедает своего хозяина, а из листовой мины выходит не бабочка, а взрослый паразит. У одного вида-хозяина может быть несколько и даже много видов-паразитов (у тополевой моли их только в Москве более 20 видов). В природных условиях между численностью минера и его паразитов поддерживается равновесие. Насекомые-паразиты играют роль стабилизирующего фактора в системе дерево — минер — паразит. При этом лиственные деревья дают прокорм гусеницам без заметного для себя ущерба.

Наездники зимуют в опавшей листве деревьев и подстилке, которую в городах каждую осень подчистую сгребают и уничтожают вместе с оцепеневшими от холода паразитами моли. Многие виды паразитов, перезимовав и ожидая развития хозяина в конце весны — начале лета, питаются исключительно нектаром цветов. Клумб и цветников в Москве мало, и наездники массами гибнут от голода, так и не дождавшись минирования тополей молью. Кстати, на окраинах столицы выживаемость паразитов несколько выше благодаря дикорастущим цветам.

Химические меры борьбы с тополевой молью ничего кроме вреда окружающей среде (и нам с вами) не приносят. Более того, как это ни парадоксально, они способствуют лучшей выживаемости вредителя. И вот почему: гусеницы сидят внутри листьев и надежно ими защищены, паразиты же в поисках гусениц ползают по поверхности листьев; именно они и становятся жертвами химических обработок.

Следует запретить применение в городе любых химических средств защиты растений. Сохранение листового опада и подстилки на газонах, наверное, испортит мосзеленстроевскую икебану, но поможет наездникам благополучно перезимовать. А что несомненно украсит город,— так это клумбы с цветами, распускающимися в разные сроки и дающими постоянный и обильный стол природным врагам моли.

Молодые зеленые побеги тополя содержат повышенные концентрации фенольных соединений, губительно действующих на гусениц минеров. Значит, обрезка сильно пораженных тополей приводит к резкому увеличению смертности вредителя. Простое и очень действенное средство — марлевая занавеска на окне. Зимующие на стволах деревьев бабочки большей частью погибают. На оцепеневшую от холода моль с успехом охотятся пауки и муравьи.

И последнее: разные виды тополей реагируют на вредителя по-разному — от полной потери листвы до почти полного благополучия. Есть смысл заменить пораженные молью деревья видом, биохимически устойчивым к вредителю.