Что мы едим

Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2014, №9)
Сегодня из упаковки супа не сваришь — она изготовлена из несъедобных полипропилена, полиэтилена или полиэтилентерефталата. Однако в недалеком будущем нечто подобное может оказаться реальным благодаря работе химиков, которые занимаются съедобными пленками и упаковками.  >>
(«ХиЖ» 2014, №9)

Есть разные способы пощекотать себе нервы, причем сразу все (или почти все), например, отведать рыбы фугу и остаться в живых. Эта рыба содержит сильнейший нейротоксин, в умеренных дозах вызывающий кратковременный паралич при ясном сознании. Фугу — смертельно опасный деликатес, однако риск не останавливает любителей острых ощущений.

(«ХиЖ» 2014, №8)
Родина посевного гороха — Передняя Азия. Возможно, его предком был горох однолетний P. elatius; он и сейчас там растет в диком виде. Культура разошлась по миру еще в незапамятные времена: в дельте Нила находки гороха датируют 4800—4400 годами до нашей эры.  >>
Данилов П.
(«ХиЖ» 2014, №8)
Изучая геномы домашних животных и растений, можно выявить диких предков и соответственно узнать, где могли жить люди, приручившие этого предка, — то есть получить информацию о переселении народов либо о культурных связях между ними. То же относится и к «домашним» микроорганизмам. Казалось бы, рутинная работа по поиску диких предков пивных дрожжей привела португальских исследователей во главе с Жозе Паулу Сампайо из Нового Лиссабонского университета к неожиданному взгляду на события полутысячелетней давности.  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

«Настоящий любитель нарисует на пене, что стоит над свеженалитой кружкой, лицо, и, если пиво хорошее, оно не исчезнет, даже когда кружка опустеет», — так рассказывает студентам на спецкурсе по пивному производству Карл Зиберт из Корнелловского университета, в прошлом сотрудник пивоваренной компании в Детройте. Что интересно, на курс записывается очень много студентов, обучающихся ресторанному и туристскому бизнесу, однако не все остаются, когда выясняется, что это вовсе не дегустация пива, а много химии и биологии на довольно высоком уровне. Недавно Карл Зиберт вплотную подошел к решению вопроса о том, что именно обеспечивает стойкую пивную пену.

(«ХиЖ» 2014, №8)
В списке энтомофагов около 3000 этнических групп, населяющих 113 стран. В некоторых районах люди едят гусениц чаще, чем мясо, и насекомые обеспечивают им 5—10% всего потребляемого белка. Насекомые богаты белками, жирами, углеводами и витаминами, особенно группы В, в них много калия, кальция, магния, цинка и железа. Некоторые виды питательнее мяса и рыбы. Их сбор и даже промышленное выращивание не так обременительны для окружающей среды, как современное животноводство.  >>
Бондарев А.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Грибы — один из любимейших объектов популярной химии. Ничто не может сравниться с ними по разнообразию способов воздействия на организм и химических соединений. В грибах можно найти яды, наркотики и лекарства — у всех на слуху мускарин, псилоцибин, ЛСД и пенициллин. Химия гастрономических особенностей грибов описана значительно хуже. Рассмотрим некоторые соединения, отвечающие за разнообразие вкусов и ароматов съедобных грибов.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Еще в глубокой древности народы, живущие у моря, познакомились с головоногими моллюсками: кальмарами, осьминогами и каракатицами. Об этих удивительных животных слагали легенды, что не мешало людям ловить их и есть. Кухня стран Средиземного моря, Турции, Южной Азии, Испании и Португалии немыслима без головоногих. А в наше время глобализации, сетевой торговли и замороженных продуктов этих моллюсков может попробовать любой желающий.  >>
Бондарев А.А.
(«ХиЖ» 2014, №7)

Тепловая обработка пищи запускает в ней сложнейшие химические превращения. Большинство кулинаров и не догадываются, какие мудреные реакции они контролируют, управляя температурой, временем и кислотностью среды. Но так или иначе, характерный аромат готовой пищи всегда свидетельствует о том, что в ней произошло нечто интересное для химиков.

(«ХиЖ» 2014, №6)
Культивировать петрушку начали в Средиземноморье, где она росла на каменистых местах. Латинское родовое название petroselinum произошло от греческого petroselinon, то есть «горный сельдерей». Это название модифицировалось в разных языках, и в русском стало петрушкой. Первые дошедшие до нас описания петрушки относятся к IV веку до нашей эры. Культура оказалась устойчивой к холодам, постепенно распространялась по Европе и странам Востока, к XVI веку добралась до островов Британии и Сардинии, а столетие спустя оказалась в Америке.  >>

27.03.2019 17:00:00

Снижение концентрации атмосферного CO2 в 1500-е годы по сравнению с 1400-ми имело место, но было ли оно вызвано депопуляцией? Британские ученые решили проверить, могла ли колонизация Америки вызвать похолодание, с помощью расчетов.

04.03.2019 10:00:00