Что мы едим

Данилов П.
(«ХиЖ» 2014, №8)
Изучая геномы домашних животных и растений, можно выявить диких предков и соответственно узнать, где могли жить люди, приручившие этого предка, — то есть получить информацию о переселении народов либо о культурных связях между ними. То же относится и к «домашним» микроорганизмам. Казалось бы, рутинная работа по поиску диких предков пивных дрожжей привела португальских исследователей во главе с Жозе Паулу Сампайо из Нового Лиссабонского университета к неожиданному взгляду на события полутысячелетней давности.  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

«Настоящий любитель нарисует на пене, что стоит над свеженалитой кружкой, лицо, и, если пиво хорошее, оно не исчезнет, даже когда кружка опустеет», — так рассказывает студентам на спецкурсе по пивному производству Карл Зиберт из Корнелловского университета, в прошлом сотрудник пивоваренной компании в Детройте. Что интересно, на курс записывается очень много студентов, обучающихся ресторанному и туристскому бизнесу, однако не все остаются, когда выясняется, что это вовсе не дегустация пива, а много химии и биологии на довольно высоком уровне. Недавно Карл Зиберт вплотную подошел к решению вопроса о том, что именно обеспечивает стойкую пивную пену.

(«ХиЖ» 2014, №8)
В списке энтомофагов около 3000 этнических групп, населяющих 113 стран. В некоторых районах люди едят гусениц чаще, чем мясо, и насекомые обеспечивают им 5—10% всего потребляемого белка. Насекомые богаты белками, жирами, углеводами и витаминами, особенно группы В, в них много калия, кальция, магния, цинка и железа. Некоторые виды питательнее мяса и рыбы. Их сбор и даже промышленное выращивание не так обременительны для окружающей среды, как современное животноводство.  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

Грибы — один из любимейших объектов популярной химии. Ничто не может сравниться с ними по разнообразию способов воздействия на организм и химических соединений. В грибах можно найти яды, наркотики и лекарства — у всех на слуху мускарин, псилоцибин, ЛСД и пенициллин. Химия гастрономических особенностей грибов описана значительно хуже. Рассмотрим некоторые соединения, отвечающие за разнообразие вкусов и ароматов съедобных грибов.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Еще в глубокой древности народы, живущие у моря, познакомились с головоногими моллюсками: кальмарами, осьминогами и каракатицами. Об этих удивительных животных слагали легенды, что не мешало людям ловить их и есть. Кухня стран Средиземного моря, Турции, Южной Азии, Испании и Португалии немыслима без головоногих. А в наше время глобализации, сетевой торговли и замороженных продуктов этих моллюсков может попробовать любой желающий.  >>
(«ХиЖ» 2014, №7)

Тепловая обработка пищи запускает в ней сложнейшие химические превращения. Большинство кулинаров и не догадываются, какие мудреные реакции они контролируют, управляя температурой, временем и кислотностью среды. Но так или иначе, характерный аромат готовой пищи всегда свидетельствует о том, что в ней произошло нечто интересное для химиков.

(«ХиЖ» 2014, №6)
Культивировать петрушку начали в Средиземноморье, где она росла на каменистых местах. Латинское родовое название petroselinum произошло от греческого petroselinon, то есть «горный сельдерей». Это название модифицировалось в разных языках, и в русском стало петрушкой. Первые дошедшие до нас описания петрушки относятся к IV веку до нашей эры. Культура оказалась устойчивой к холодам, постепенно распространялась по Европе и странам Востока, к XVI веку добралась до островов Британии и Сардинии, а столетие спустя оказалась в Америке.  >>
(«ХиЖ» 2014, №5)
Слово «котлета» происходит от французского «cotelette», производного от «cote» - ребро. Классическая cotelette – это отбитый и зажаренный кусок мяса на ребрышке. Но мы при слове «котлета» чаще представляем себе круглое или продолговатое кушанье из фарша с добавками.  >>
(«ХиЖ» 2014, №5)

Вино занимает привилегированное положение среди многочисленных разновидностей алкоголя: профессионалы и любители уделяют ему особое внимание, редкие экземпляры стоят огромных денег. Напитки из зернового сырья — пиво, водка и виски — реже удостаиваются красочных описаний дегустаторов, но и в их ароматах можно найти разнообразные ноты и нюансы. Попробуем разобраться, откуда они берутся, с точки зрения химии.

(«ХиЖ» 2014, №4)
Словари определяют сосиски как маленькие колбаски, приготовленные из измельченного вареного мяса животных или птиц. Сарделька, согласно тем же словарям, короткая толстая сосиска. Несмотря на это родство, этимологический словарь русского языка производит слово «сосиска» от французского «saucisse», что значит колбаса, а «сардельку» — от польского «sardela», образованного от итальянского «sardella», которое восходит к латинскому «sardine».  >>

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.