Материалы нашего мира

Огненная живопись
Демина М.
(«ХиЖ», 2011, №10)

s20111064 emal.jpg


Вы знаете, как выглядели первые русские ордена - наградные знаки, вручавшиеся за верную службу царю и Отечеству? Это были эмалевые миниатюры (лат. minium — киноварь для раскрашивания рукописных книг) — портреты Петра I в золотых оправах, украшенные драгоценными камнями. Носили их на груди на лентах или бантах. В 1698 году молодой русский император привез из Англии несколько эмалевых портретных миниатюр, так поразивших его удивительной яркостью и чистотой красок, тончайшей прорисовкой деталей, гармонией цвета, что он немедленно повелел мастерам Оружейной палаты освоить новый вид искусства — «огненную живопись».

К концу XVII века мастера-эмальеры Москвы, Новгорода, Великого Устюга, Сольвычегодска (до XVI века — Усольск) в совершенстве владели всеми техниками эмали: по гравировке, чеканке, выемчатой, по филиграни на золоте, серебре и меди. Эмалевыми вставками украшали иконы и оклады церковных книг, посуду, ювелирные украшения, оружие и даже мебель. Цветовая палитра поражала богатством и разнообразием оттенков. Особенно хороши были серебряные филигранные изделия с прозрачной эмалью сине-зеленых тонов. Русская эмаль высоко ценилась в мире — своим праздничным, нарядным многоцветием она выгодно отличалась от европейской, в частности, знаменитой лиможской гризайли — эмали в серых тонах по темному фону.

Исполняя царский указ, русские мастера начали овладевать искусством росписи по эмали. Сначала это были стилизованные фигурки людей и животных, простые узоры и цветочные орнаменты. Затем — бытовые сценки, моменты сражений и охоты, зарисовки на библейские и сказочные сюжеты. К середине XVIII века в России появляется живописная портретная миниатюра на эмали. В Академии художеств открывается эмальерный класс.

Давайте понаблюдаем за процессом рождения эмалевой миниатюры.

На тонкую медную, выпуклую с лицевой стороны пластинку — круглую, овальную или прямоугольную, длиной от двух до двадцати сантиметров — наносится в несколько слоев грунт — растертая в порошок и смоченная водой белая эмаль. Каждый слой хорошо высушивается и обжигается в муфельной печи при температуре около 800 C. Эмаль расплавляется и становится блестящей и гладкой. На нее, как на холст, огнеупорными красками наносится роспись, эскиз которой предварительно рисуется на бумаге. Краски — это оксиды и соли металлов, смешанные со скипидаром и эфирными маслами, например, лавандовым. Каждая краска имеет собственную температуру плавления и только после обжига обретает свой истинный цвет и блеск. Сколько проб надо сделать мастеру, чтобы точно подобрать нужный оттенок цвета! Роспись осуществляется послойно, и каждый слой сушится и обжигается отдельно. Готовое изделие покрывается фондоном — прозрачной эмалью, усиливающей блеск и сияние изображения. Художник-эмальер должен иметь огромный опыт и терпение, безупречный вкус и интуицию, наметанный глаз и крепкие руки. Эмаль не прощает небрежности в работе: плохо загрунтованная пластина обязательно покоробится, недосушенная — вздуется, перегретые краски «утонут», расплывутся, а недогретые сделают эмаль пористой, шероховатой.

Эмалевые живописные миниатюры русских мастеров конца XVIII — начала XIX веков привлекают живой пластикой, выразительностью, лиризмом. Спокоен и тверд Петр I на овальной, размером 7 на 9 см, миниатюре Григория Мусикийского, хранящейся в Эрмитаже. Император слегка опирается на ствол пушки. Его губы чуть улыбаются. Через левое плечо перекинут малиновый плащ с меховой опушкой, на правом — ярко-синяя лента ордена Андрея Первозванного. Позади него светится золотом шпиль Петропавловской крепости. Почти неуловимые переходы тонов придают портрету тонкость, легкость, реалистичность.

В 1842 году мало известный ювелир, француз Густав Фаберже основал в Петербурге фирму, просуществовавшую почти 80 лет. Ее художники-ювелиры достигли небывалых высот в искусстве эмалевой росписи. Роскошные табакерки и портсигары, дорогие настольные украшения, пасхальные яйца-сюрпризы расписывались в технике гильоше — разновидности эмали по гравировке.

На золото или серебро наносился узор в виде повторяющихся штрихов, полос, лучей, кругов так, чтобы на один миллиметр приходилось от трех до пяти линий. При такой плотности глаз воспринимает не отдельную черточку, а переливы светлого и темного тонов. Покрытая цветной прозрачной эмалью поверхность металла становится фантастически красивой — блеск и мягкое свечение завораживают, создают ощущение гармонии и покоя.

Живописная эмаль, рожденная в огне, вобравшая в себя неиссякаемую творческую фантазию и неукротимую волю мастера, обманчиво хрупкая, притягательно загадочная, волшебно воздушная, внутренне просветленная, своими не тускнеющими красками несет в вечность жизнь, застывшую лишь на одно мгновение.

Еще по теме

Трудно сейчас представить себе, как наши предки обходились без него. Как, например, донести до дома рыбу без пакета? Полиэтилен имеет много преимуществ, но все они заканчиваются вместе с его разовым использованием. >>
Полиметилметакрилат, прозрачная пластмасса, которую в России чаще называют органическим стеклом, действительно похож на стекло, но гораздо более прочно и термостойко. К сожалению, оно не очень твердо и устойчиво к истиранию, но, возможно, и этот недостаток удастся преодолеть в ближайшем будущем.
>>
О разнообразии областей применения лавсана, а заодно об утилизации бытового мусора. >>
Всем  известный тефлон впервые получили случайно - баллон с холодным тетрафторэтиленом забыли на складе. Его поначалу засекретили, поскольку использовали исключительно в военной промышленности. >>
Силиконы - соединения, которые сегодня используют буквально везде. Большинство людей и не подозревают, что ежедневно едят силикон, принимают его в составе лекарств и используют как компонент косметических средств. Да и в протезировании силиконы годятся не только для увеличения груди. Из них делают искусственные суставы и связки, покрывают ими протезы сердечных клапанов. >>
Мыло не всегда было душистым. Долгие века его варили из отходов переработки животных жиров. В 1843 году в Германии впервые было изготовлено мыло из белого сала с новым ингредиентом – кокосовым маслом. Новый продукт был принят не сразу. Мыло не имело отвратительного запаха прогорклого жира, а значит, думали люди, плохо стирало. Сейчас для мыла обязательна сертификация косметической продукции по закону. >>
Жидкие кристаллы - удивительные вещества, которые одновременно ведут себя и как жидкость, и как кристалл. Чаще всего они используются в многочисленных устройствах для отображения информации.
>>
Труба в ванной потекла, как всегда, в самый неподходящий момент. Ползаю по полу с тряпкой, собираю воду, пытаюсь найти общий язык с соседкой, прибежавшей с нижнего этажа. Да и наливные полы жалко... Наконец приходит слесарь. «Ничего страшного, — говорит он, — сейчас зачистим протечку, пройдем эпоксидкой, и будет труба лучше новой!» >>
Обыкновенный пенопласт... Так ли он обыкновенен, этот замечательный материал, детище ХХ века, без которого сегодня трудно обойтись и в быту, и в технике, и на производстве? >>
Постоянно создаются новые сверхпрочные материалы. А как их обрабатывть? Резец ведь должен быть еще прочнее. До недавнего времени для изготовления режущих элементов применяли углеродистые легированные стали и абразивные материалы - электрокорунд, карбиды кремния и бора, алмазы. В середине ХХ века появились новые сплавы, получаемые методом порошковой металлургии. Их называют металлокерамическими или просто металлокерамикой. Не путать с "металлокерамикой", которую используют при протезировании зубов - это металлический протез с керамическим покрытием. Но вещь тоже прочная: такие протезы - самые долговечные. >>