В одной песенке шестидесятых были такие слова: «Нам электричество сделать все сумеет, нам электричество пахать и сеять будет, нам электричество любой заменит труд: нажал на кнопку, чик-чирик, всё тут как тут». Программа цифровизации идет в полном соответствии с духом этой песенки. Онлайновые сервисы, предназначенные для облегчения труда, плодятся как грибы после дождя, особенно в сфере образования. В самом деле, это же так удобно — нажал на кнопку, загрузил учебный курс в сеть и ведешь с его помощью занятия на неограниченную аудиторию. А потом у всех учеников проверяешь контрольные работы.
И тут возникает интересный феномен, на который обратили внимание Пей Цзясинь и Ван Чжихань, аспиранты из Мичиганского университета. Оказывается, оценки зависят не только от знаний ученика, но и от буквы, на которую начинается его фамилия (Michigan news, 16 апреля 2024 года). Видимо, Ван Чжихань этот феномен сначала обнаружила на себе, ведь ее фамилия начинается с W, то есть четвертой буквы с конца латинского алфавита.
Измерения показали, что ученики с фамилиями начала алфавита получают на 0,3 балла выше, а конца — на 0,3 балла ниже, чем в среднем. Не так уж много, если шкала 100-балльная, но для кого-то недобор 0,6 балла может оказаться судьбой. В чем же причина? Провели более тщательные наблюдения и оказалось, что если учитель проверял работы в обратном алфавитном порядке, то результат перевернулся, если же порядок проверки работ определял генератор случайных чисел, то феномен исчезал.
Так стало ясно, что причина в банальной усталости. Обычно учитель проверяет работы, выстраивая учеников по алфавиту, и к концу проверки устает, настроение портится, вот оценки и идут вниз. Выходов несколько: строить список случайным образом, нанять больше учителей либо задействовать робота. Он-то не устанет, и учителю останется только нажимать на кнопку.
Иллюстрация Сергея Тюнина |