Как управлять сотней разных роботов?

И. Иванов

Ответом на этот вопрос стало исследование, проведенное в США на грант Агентства перспективных оборонных исследований. Им руководила сотрудница Университета штата Орегон Джули Адамс (Julie Adams). Инженеры изучали способы организации автономного роя наземных и воздушных роботов с тем, чтобы им мог управлять один человек. При этом командир роя не должен был подвергать себя чрезмерной нагрузке. Исследование стало первым шагом к наработке опытных данных для оптимизации подобных систем.

Ученые разработали структуру всей сети и объединили в единую систему наработки по тактике роя, обеспечению его автономности, коммуникациям с ним, оценке виртуальных сред и пр. Инженеры создали не только программное обеспечение, но и интерфейс виртуальной реальности, который позволяет контролировать рой с помощью команд высокого уровня. Командир не управляет каждой машиной, а выбирает конкретные сценарии, которые предустановлены в программном обеспечении, а затем вносит некоторые изменения.

Во время полевых испытаний на армейских полигонах разворачивали рои из 250 автономных транспортных средств. Это были роторные беспилотники и наземные роверы, которые могут доставлять грузы и собирать информацию в условиях города. Здесь из-за зданий прямая видимость и спутниковая связь сильно затруднены. Во всех многодневных учениях также участвовали роботы резерва.

Каждые 10 минут командиры роев предоставляли информацию о своей загруженности, степени стресса и усталости, а особый алгоритм по пяти параметрам оценивал общую рабочую нагрузку людей. Во время финальных учений с участием более 100 роботов уровень нагрузки оценивали с помощью физиологических датчиков, которые сводили данные в единую систему. Напряжение командира в сложных температурных и ветровых условиях иногда превышало порог перегрузки, но всего на несколько минут. Опыт показал, что при этом обученный оператор, как правило, успешно завершал миссию. Эти успехи надежно продемонстрировали, что в искусственной среде полигона один человек может развернуть крупную группировку из воздушных и наземных роботов.

Авторы исследования пишут, что результаты их работы помогут экономно обеспечивать безопасность и американских войск, и гражданского населения. В стране пока немного автономных роботов, но есть компании, развертывающие их за ее границами. Использовать рои планируют для различных целей — от тушения пожаров в дикой природе до доставки гуманитарных грузов и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ну и конечно, для снабжения армии и проведения военных операций малыми людскими ресурсами. Подробную статью об исследовании можно прочитать на сайте журнала Field Robotics.

Разные разности
Безопасная замена фентанилу
Исследовательская группа из Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга, кажется, нашла возможное альтернативное обезболивающее. Им оказался анихиназолин B, который выделили из морского гриба Aspergillus nidulans.
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...
Мамонты с острова Врангеля
Остров Врангеля открыл в 1707 году путешественник Иван Львов. А в конце XX века на острове нашли останки мамонтов. Их анализ показал, что эти мамонты дольше всего задержались на Земле. Но почему же они все-таки исчезли?