«Каждая эпоха имеет того папу, которого заслуживает, — несколько мрачно заметил сегодня за завтраком епископ Фитц-патрик. — И для наших времен робот, конечно, самый подходящий папа. В какую-нибудь из грядущих эпох, возможно, папой станет кит, автомобиль, кот или горный утес». Эта цитата взята из фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Добрые вести из Ватикана», суть которого состоит в том, что конклав наконец-то избрал робота Папой Римским, чего давно уже ожидали прихожане римско-католической церкви. Удивительно, но у этого придуманного полвека назад сюжета есть вполне реальное продолжение.
Дело в том, что одна из наиболее крупных и загруженных делами прокуратур района Пудун города Шанхая получила новогодний подарок: исследователи во главе с Ши Юном (Yung Shi), директором лаборатории больших данных и управления знаниями университета Академии наук КНР, создали обучаемую программу, которая автоматически выносит приговоры по уголовным делам. И как оказалось, с высокой вероятностью это справедливые приговоры, во всяком случае, тут точно нет никакой возможности для коррупции.
Вообще-то Ши Юн давно работает над системами искусственного интеллекта (ИИ), способными анализировать тексты. Эти разработки позволили научить киберпрокурора на материалах 17 тысяч постановлений по уголовным делам с 2015 по 2020 год. Результат обучения оказался впечатляющим: ИИ достиг точности приговоров в 97%; это выяснили, сравнив данные о тысяче приговоров, вынесенных машиной и человеком. Предполагается ли идеальная справедливость исходного обучающего материала, и как быть оставшимся 3% осужденных, не очень ясно.
Пока что первая версия прокурорского ИИ наказывает уголовников, совершивших самые распространенные в городе преступления. Это, например, воровство, мошенничество с банковскими картами, азартные игры, опасное вождение транспортного средства и даже такие незнакомые нашим кодексам злодеяния, как участие в скандалах и их провоцирование. Изюминка нового слова в юриспруденции в том, что ИИ выносит приговор лишь по устному описанию события. Об учете мотивов преступлений или данных экспертизы речь, по-видимому, не идет.
Новая разработка, оказавшаяся в руках китайских прокуроров, далеко не первый шаг в светлое будущее. Они используют ИИ с 2016 года и до сих пор применяли его для оценки доказательств, а также определения того, насколько опасен подозреваемый для общества. Это — ключевая общественная тема сегодняшнего Китая, поскольку напрямую связана с социальным рейтингом, повсеместно введенным в стране. Каждому жителю присвоено определенное число социальных баллов, а за их снижение он несет наказания различной тяжести. Европейские юристы называют такой подход инквизиционным правом, однако в специфичности китайского искусственного интеллекта нет ничего удивительного — римское право с его адвокатурой и состязательностью сторон никогда не принадлежало к традиционным ценностям Поднебесной.