Некоторые из нас — одни на собственном опыте, а другие из школьного учебника, — знают, что такое электризация трением. Но оказывается, она есть не только, когда причесываешься, снимаешь синтетическое с шерстяного или наоборот, но и когда летишь на вертолете, у которого винты сделаны из композита. Потому, что винты хоть и диэлектрические, но в некоторых случаях на них есть металлические детали, изолированные друг от друга. Вот между этими деталями и возникают пробои, разряды, которые излучают и мешают радиосвязи.
М.Е. Гущин с соавторами из Института прикладной физики (Нижний Новгород) исследовали эти разряды и в реальном полете, и на земле — подавая напряжение на металлические детали, установленные на винте. И обнаружили, что те и эти излучают примерно одинаково. Авторы делают вывод: «Разряды, развивающиеся на борту летательного аппарата с диэлектрическими вставками в конструкции, в определенных погодных условиях создают достаточно мощные помехи в диапазонах КВ и УКВ, и для их нейтрализации необходимо принимать специальные меры» (Письма в ЖТФ, 2020, 2, 19). В качестве специальных мер мы можем предложить авторам проволочку, соединяющую металлические детали, или углеродное волокно.