Адлер против Фрейда

С.В. Багоцкий
(«ХиЖ», 2020, №3)
pic_2020_03_27.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Доктора из Вены

Альфред Адлер родился в Вене, в семье небогатого коммерсанта еврейской национальности. Он был третьим из семи детей. Ребенком много болел, по существу, пребывал на грани инвалидности. В раннем детстве страдал рахитом, в четыре года едва не умер от воспаления легких. Окружающие сомневались в том, что он доживет до совершеннолетия. К тому же у него был спазм голосовых связок (этот недостаток Альфред впоследствии преодолеет и станет отличным лектором).

В детстве у будущего великого психолога проявились две черты. Во-первых, он очень много читал и позднее, в зрелом возрасте, поражал своих коллег начитанностью и образованностью. Во-вторых, он очень любил общаться со сверстниками — для мальчика со слабым здоровьем это не совсем обычно. И сверстники любили Альфреда, поскольку он был хорошим и добрым товарищем и всегда умел посочувствовать в трудную минуту.

Кажется вероятным, что именно проблемы со здоровьем побудили Альфреда выбрать профессию врача. В 1888 году он поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1895 году. Но к психиатрии Адлер пришел далеко не сразу, вначале он специализировался в качестве глазного врача и работал практикующим терапевтом. Первая его работа была посвящена, в современной терминологии, профилактике профессиональных заболеваний — «Учебник здоровья для портных» (1898).

В молодости Альфред Адлер придерживался достаточно левых взглядов, но в последующие годы отошел от политики, сконцентрировав силы на психологии и психиатрии. Он посещал политические собрания, хотя обычно лишь в роли слушателя. На одном из таких собраний Альфред познакомился со своей будущей женой, русской студенткой Раисой Эпштейн. Раиса происходила из обеспеченной семьи, уехала из Москвы в Швейцарию, чтобы получить высшее образование. Современные биографы называют ее «феминисткой», тогда говорили «сторонница женской эмансипации». Они с Адлером поженились в 1897 году, у них родилось четверо детей. При этом политической деятельности Раиса не оставила и продолжала сотрудничать с российскими эмигрантами-революционерами, включая Льва Троцкого.

Толчком, заставившим Альфреда Адлера сменить специализацию, стала книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», опубликованная в 1901 году.

В мировой науке нет, наверное, другой фигуры, которая вызывала бы столь горячие споры, как доктор Зигмунд Фрейд (1856–1939). Для одних он был гением, открывшим новые дороги в науке, для других — путаником, для третьих — старым развратником, внушающим молодежи безнравственные мысли.

Так же, как и Адлер, Зигмунд Фрейд был сыном небогатого еврея-коммерсанта, так же, как и Адлер, он не стремился продолжать дело своих родителей и выбрал медицинскую карьеру. Зигмунд Фрейд тоже был высокообразованным человеком и очень много читал. Характеры их, однако, не были схожи. Зигмунд Фрейд был крайне авторитарным и агрессивным (как и его современник Иван Петрович Павлов), Альфред Адлер — мягким и добродушным. Эрнест Джонс, ученик и первый биограф Фрейда, назвал Адлера «сварливым и угрюмым», но тому были особые причины.

После окончания медицинского факультета Венского университета Фрейд сменил несколько направлений деятельности. Он занимался зоологией, гистологией, неврологией, даже пробовал себя в хирургии. Занимаясь неврологией, Фрейд, в частности, ввел в науку понятие «детский церебральный паралич», предположил, что двигательные нарушения подобного типа связаны с повреждением мозга во внутриутробном периоде, и создал первую их классификацию.

pic_2020_03_29-1.jpg
Йозеф Брейер придумал термин «психоанализ»…

В начале 1890-х годов Фрейд знакомится с врачом-психиатром Йозефом Брейером (1842–1925). Результатом их совместной работы стала монография «Очерки об истерии», опубликованная в 1895 году. Фрейд и Брейер собрали в ней данные, свидетельствующие о том, что истерия может быть связана с травмирующими воспоминаниями прошлого, в частности с воспоминаниями о сексуальных травмах. А вскоре Йозеф Брейер придумал термин «психоанализ». Однако, в отличие от Фрейда, он не претендовал на создание фундаментальной теории и классиком психоанализа не стал.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в науку стала концепция подсознания. Дофрейдовская психология воспринимала человека как рациональное существо, руководствующееся в своем поведении рациональными мотивами. Некоторые писатели, например Достоевский, отстаивали в своем творчестве иную точку зрения, но в науке такие идеи не обсуждались.

Фрейд первым среди людей науки предположил, что поведение человека в значительной степени определяется нерациональными, зачастую неосознаваемыми мотивами. Этот вывод он обосновывал данными из собственной медицинской практики, в которой использовал анализ сновидений, случайных ассоциаций и т.д. Данные говорили о том, что у больных-невротиков можно обнаружить идеи или образы, вызывающие сильное беспокойство и, как правило, четко не осознаваемые.

Зигмунд Фрейд предложил модель человеческой психики, включающую три блока, которые назвал «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Другие авторы называли их подсознанием, сознанием и сверхсознанием. В сознании присутствуют идеи и образы, осознаваемые человеком, в подсознании — идеи и образы, человеком не осознаваемые. А сверхсознание дает оценку всему тому, что крутится в сознании. Если эта оценка окажется негативной, то у человека возникнет ощущение дискомфорта. Поэтому негативно оцениваемые мысли и образы сбрасываются в подсознание, где они почти недоступны для оценки со стороны «Сверх-Я». Но лишь почти. Человек все равно испытывает неприятные ощущения, которые, по мнению Фрейда, и становятся причиной неврозов.

Из этой модели следовала стратегия лечения неврозов, предложенная Фрейдом. Нужно избавить содержимое подсознания от негативной оценки со стороны «Сверх-Я». А для этого необходимо установить, что именно в подсознании вызывает негативную оценку, затем поднять источник беспокойства в сознание и убедить человека и его «Сверх-Я», что оно не заслуживает осуждения.

Что же такого страшного сброшено в наше подсознание? Фрейд полагал, что это воспоминания эротического характера, которые «Сверх-Я» рассматривает как нечто скверное. Очевидно, в ряде случаев эротические воспоминания могут стать причиной психологических травм. Но попытка рассматривать этот факт в качестве универсального ключика ко всем психологическим проблемам сегодня выглядит более чем спорной.

Главный комплекс

Основные идеи психоанализа Зигмунд Фрейд изложил в своей книге «Толкование сновидений». Эта книга вызвала возмущение у медицинской общественности и просто у благопристойных граждан. Одним из немногих ее сторонников стал молодой врач Альфред Адлер. Рискуя своей профессиональной репутацией, Адлер активно защищал Фрейда и его идеи. В благодарность за это Фрейд пригласил молодого коллегу принять участие в работе научного семинара, посвященного психоанализу. Этот семинар способствовал окончательному превращению Альфреда Адлера в профессионального психиатра.

Адлер целиком и полностью разделял идеи Фрейда об иррациональности поведения человека и о роли подсознания в этом поведении. Он в целом принимал и трехуровневую модель психики, и роль подсознательного беспокойства в развитии психических нарушений. Однако представления о том, что корни такого беспокойства лежат в сексуальных переживаниях раннего детства, казались Адлеру надуманными. Он начал искать другие объяснения.

pic_2020_03_29-2.jpg
…а Карл Густав Юнг — «комплекс» как совокупность представлений, мотивов и установок в бессознательном, влияющих на развитие и функционирование личности. Тем не менее сегодня оба эти понятия ассоциируются с Фрейдом

В начале ХХ века выдающийся швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875–1961) вводит в психиатрию понятие «комплекс». Под комплексом Юнг понимал представления, вызывающие у человека сильную эмоциональную реакцию и зачастую иррациональное поведение. Вскоре это понятие стало широко использоваться в школе Фрейда, а затем его переняли психологи, принадлежавшие к другим направлениям.

Разные исследователи выделяли у людей различные комплексы. Зигмунд Фрейд предложил целый набор комплексов, формирование которых он связывал с психосексуальным развитием в детстве. Эти комплексы он считал основой для формирования многих явлений социальной и культурной жизни. Такая громоздкая конструкция вызывала сильные сомнения у многих соратников Фрейда.

В 1907 году Альфред Адлер предложил свое решение проблемы психологических комплексов. Это решение он построил вокруг введенного американским психологом Уильямом Джеймсом (1842–1910) понятия «самооценки». Джеймс (как и современная наука) считал потребность в положительной самооценке важнейшей для человека. Неудовлетворенность этой потребности формирует, по мнению Адлера, один-единственный комплекс, который он назвал «комплексом неполноценности». Наверное, каждый из читателей употреблял это выражение, говоря о ком-то, кто чересчур страдает из-за своих недостатков. Мало кто думает о том, что когда-то это выражение было рабочим инструментом психологической науки, и почти никто не знает, кто его автор.

Причины возникновения комплекса неполноценности могут быть различными: жизненные неудачи, низкий социально-экономический статус, чрезмерно критическое отношение взрослых к ребенку, соперничество с братьями и сестрами. Этот засевший в подсознании комплекс вызывает сильное беспокойство и порождает стремление как-то исправить ситуацию, изменить минус на плюс.

Интересно, что самооценка тесно связана с тем, как мы оцениваем других. Лицезрение грешников повышает самооценку праведника с комплексом неполноценности и потому приятно для его души. Отсюда проистекает любовь некоторой части граждан к участию в разборе персональных дел. И напротив, лицезрение того, кто в чем-то лучше вас, занижает самооценку, сплошь и рядом вызывая раздражение.

Ощущение неполноценности по-разному влияет на поведение человека. Оно может вызвать неуверенность в своих силах, страх взяться за серьезное дело, боязнь совершить ошибку, склонность к одиночеству, самоизоляции; может даже привести к депрессии и суицидальным настроениям. Может вызвать болезненное влечение к похвалам и наградам или желание подавлять других, всячески им пакостить. А может породить стремление стать лучше, помогать людям, вдохновить человека на славные дела. Все мы знаем истории о том, как человек с тяжелым заболеванием добивается успехов, о которых и не мечталось многим практически здоровым. О тех, кто не добился успехов, вспоминаем реже.

«У каждого <...> есть чувство неполноценности. Но чувство неполноценности не болезнь; это скорее стимулятор здоровых, нормальных устремлений и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство неадекватности сокрушает человека и не только не побуждает его к полезной деятельности, но и делает его подавленным и неспособным к развитию», — позднее напишет Адлер в своей книге «Наука жить».

«Банда Адлера»

Начиная с 1907 года пути Фрейда и Адлера расходятся и научный конфликт постепенно перерастает в конфликт личный.

pic_2020_03_28.jpg
Доктор Зигмунд Фрейд, глава венского психоаналитического сообщества, не любил инакомыслия в рядах соратников

Зигмунд Фрейд был авторитарным и нетерпимым человеком, убежденным в своей гениальности и не терпевшим возражений. Эта черта характера закономерно вела к конфликту с учениками и последователями. Свое отношение к теориям Адлера он довольно откровенно объяснил Карлу Юнгу: «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших».

Первым, с кем рассорился Фрейд, был Вильгельм Флисс (1858–1928), известный своими работами в области психологии сексуальности и изучением биоритмов. А затем настала очередь Адлера. В пылу полемики Фрейд называл его параноиком и, в соответствии со своей теорией, напоминал, что причиной паранойи является подавление подсознательных гомосексуальных стремлений. В феврале 1911 года после скандала на заседании Венского психоаналитического общества Адлер вышел из его состава; вместе с ним заседание покинули еще около десяти человек, разочаровавшихся в докторе Фрейде. «Я очень рад, что наконец избавился от банды Адлера», — писал Фрейд Юнгу. Впрочем, год спустя Фрейд разругался и с Юнгом.

Похоже, что разрыв с Фрейдом благотворно сказался и на творчестве Адлера, и на творчестве Юнга. Они начали разрабатывать собственные оригинальные направления, не вполне согласующиеся с идеями Фрейда, в чем достигли немалых успехов. Современники вспоминают, что после разрыва с Психоаналитическим обществом Адлер стал отказываться от термина «психоанализ» применительно к собственным концепциям.

В 1912 году Альфред Адлер опубликовал свою книгу «О нервном характере», в которой изложил концепцию, получившую название «индивидуальной психологии». Ассоциацией индивидуальной психологии он позднее назвал и группу своих единомышленников.

Комплексы на сексуальной почве, о которых писал Зигмунд Фрейд, и в самом деле мало интересовали Адлера. Его интересовали внешние, социальные факторы, взаимодействие человека с обществом, близкими людьми, коллегами в избранной специальности. Человеку свойственно стремиться к совершенству и превосходству, он хочет быть значимым для других, любимым, и далеко не всегда это вредно.

Свою концепцию психического развития человека Адлер строил вокруг комплекса неполноценности, связанного с подсознательно низкой самооценкой. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, изначально присуще всем детям, просто потому, что они беспомощны, — может быть, в этой теории отразились воспоминания о его собственном болезненном детстве? А затем оно преодолевается разными способами, которые Адлер назвал «стилями жизни». (Еще одно популярное по сей день выражение.)

Стихийно формирующиеся стили создают разные типы личности и черты характера, как конструктивные, так и деструктивные. Компенсация — усилия, направленные на преодоления реальных или воображаемых недостатков (но если усилия чрезмерны, это уже сверхкомпенсация, как, например, у человека, который так хочет быть стройным, что неспособен думать ни о чем, кроме весов и съеденных калорий; впрочем, признавал Адлер, изредка гиперкомпенсация порождает гениев). Или примирение с недостатками по типу «все равно никогда не смогу», требование заботы от других; отказ от активных действий из опасения потерпеть неудачу, не занять первого места; уход в мир фантазий, заменяющих реальные успехи; поиск оправданий, откладывание усилий «до понедельника»… Так или иначе, неспособность к компенсации приводит к формированию комплекса неполноценности — преувеличенному ожиданию проигрышей в любом деле, а он, в свою очередь, становится причиной неврозов и прочих серьезных личностных проблем.

Центральное положение в подходе Адлера — требование рассматривать личность как целое, а не просто как «сумму векторов» действующих сил. Отсюда «индивидуальная психология» — от первоначального значения слова individuum, «неделимый».

Книга «О нервном характере» была встречена научной общественностью недоброжелательно. Оппоненты заявили, что это «не медицина, а философия». Впрочем, то же самое говорилось и поводу других книг Адлера.

Наука жить

В годы Первой мировой войны Альфред Адлер служил в австро-венгерской армии в качестве военного врача, а затем был назначен директором крупного военного госпиталя в Вене. Из своего военного опыта он вынес идею о том, что не следует заниматься только лечением психических заболеваний, нужно научиться предотвращать их.

После войны Адлер создал первую в мире детскую реабилитационную клинику, в которой лечились дети, пережившие психическую травму в годы войны. К концу 20-х годов таких клиник в Вене было уже более 30, они создавались и в других странах.

В 1929 году Альфред Адлер пишет свою наиболее известную книгу «Наука жить», сочетающую в себе черты научной монографии, философского трактата и научно-популярной книги. Эта книга пользовалась большим успехом во всем мире.

«Наука жить» представляет в популярной форме основные идеи Адлера: о комплексе неполноценности как главном психологическом комплексе; о его обратной стороне — стремлении к самоутверждению; о разных формах самоутверждения, одни из которых носят позитивный характер, а другие — разрушительный для человека и окружающих; о «стилях жизни» как предпочтительных стратегиях решения задач, которые стоят перед человеком.

На русском языке «Наука жить» была опубликована только в 1997 году, в киевском издательстве «Port Royal». Перевести ее на русский нужно было, несомненно, намного раньше.

В 1926 году Адлер впервые отправился в США, чтобы выступить с лекциями в разных городах, а в 1939-м стал приглашенным профессором Колумбийского университета. С тех пор он проводил в Вене только летние месяцы, однако поддерживал контакты со своей австрийской лабораторией. Ему было больше 50, когда он начал регулярно заниматься английским (ведь отказываться читать лекции из-за плохого знания языка — это типичное поведение невротика, ищущего оправдания для бездействия!). За руль автомобиля Адлер впервые сел в 60 с лишним лет. В 1932 году он получил место на первой кафедре медицинской психологии в Соединенных Штатах — в Лонг-Айлендском медицинском колледже.

После Февральского восстания 1934 года в Австрии Раису Адлер за ее левые убеждения продержали под арестом несколько дней, и Адлеры решили окончательно перебраться из Европы в Америку. Когда в 1938 году Австрию захватила гитлеровская Германия, лаборатория Адлера была ликвидирована из-за еврейского происхождения основателя и возобновила работу лишь в 1946-м.

Сам Адлер до этого не дожил. Весной 1937 года он приехал в Шотландию, чтобы прочесть серию лекций в Абердинском университете, и 28 мая скоропостижно умер от сердечного приступа. Его прах был возвращен в Вену для захоронения только в 2011 году.

Дочь Адлера Валентина Адлер (Шаш) (1898–1942) была немецкой коммунисткой. После прихода Гитлера к власти она жила в СССР, в конце 1930-х годов была арестована и в 1942 году умерла в лагере в Казахстане. Другая дочь, Александра (1901–2001), стала крупным психиатром. Она известна разработкой методов психологической реабилитации участников войн.

«Они со всем справлялись и всегда находили подтверждение…»

В настоящее время психоанализ распался на множество течений. Среди выдающихся психологов, работавших в этом направлении, следует упомянуть Карла Густава Юнга, Карен Хорни (1885–1952), Вильгельма Райха (1897–1957), Эрика Фромма (1900–1980), Эрика Эриксона (1902–1994) и других. Развивали психоанализ и отечественные исследователи, например Борис Григорьевич Кравцов (1940–2005). Общим для разных течений психоанализа следует считать признание важной роли подсознания в формировании поведения и поиск источников внутренних психологических конфликтов. Единого мнения об этих источниках в настоящее время нет.

Довольно жестко отзывался о Фрейде, Адлере и психоанализе вообще выдающийся философ науки Карл Поппер (1902–1994) в книге «Логика и рост научного знания». «Я лично познакомился с Адлером и даже помогал ему в его работе среди детей и юношей в рабочих районах Вены, где он основал клиники социальной адаптации. <...> Однажды в 1919 году я сообщил Адлеру о случае, который, как мне показалось, было трудно подвести под его теорию. Однако Адлер легко проанализировал его в терминах своей теории неполноценности, хотя даже не видел ребенка, о котором шла речь. Слегка ошеломленный, я спросил его, почему он так уверен в своей правоте. “В силу моего тысячекратного опыта”, — ответил он. Я не смог удержаться от искушения сказать ему: “Теперь с этим новым случаем, я полагаю, ваш тысячекратный опыт, по-видимому, стал еще больше!”

При этом я имел в виду, что его предыдущие наблюдения были не лучше этого последнего — каждое из них интерпретировалось в свете “предыдущего опыта” и в то же время рассматривалось как дополнительное подтверждение. Но, спросил я себя, подтверждением чего? Только того, что некоторый случай можно интерпретировать в свете этой теории. Однако этого очень мало, подумал я, ибо вообще каждый мыслимый случай можно было бы интерпретировать в свете или теории Адлера, или теории Фрейда.

Я могу проиллюстрировать это на двух существенно различных примерах человеческого поведения: поведения человека, толкающего ребенка в воду с намерением утопить его, и поведения человека, жертвующего жизнью в попытке спасти этого ребенка. <…> Согласно Фрейду, первый человек страдает от подавления (скажем, Эдипова) комплекса, в то время как второй достиг сублимации. Согласно Адлеру, первый человек страдает от чувства неполноценности (которое вызывает у него необходимость доказать самому себе, что он способен отважиться на преступление), то же самое происходит и со вторым (у которого возникает потребность доказать самому себе, что он способен спасти ребенка). Итак, я не смог бы придумать никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на основе каждой из этих теорий. И как раз этот факт — что они со всем справлялись и всегда находили подтверждение — в глазах их приверженцев являлся наиболее сильным аргументом в пользу этих теорий. Однако у меня зародилось подозрение относительно того, а не является ли это выражением не силы, а, наоборот, слабости этих теорий?

С теорией Эйнштейна дело обстояло совершенно иначе…»

Тем не менее беседа с психоаналитиком действительно может улучшить психическое состояние человека. И, как пишет далее Карл Поппер: «Это не означает, что Фрейд и Адлер вообще не сказали ничего правильного: лично я не сомневаюсь в том, что многое из того, что они говорили, имеет серьезное значение и вполне может со временем сыграть свою роль в психологической науке, которая будет проверяемой. Но это означает, что те “клинические наблюдения”, которые, как наивно полагают психоаналитики, подтверждают их теорию, делают это не в большей степени, чем ежедневные подтверждения, обнаруживаемые астрологами в своей практике».

Судьба психотерапевтической школы и теории личности, созданной Альфредом Адлером, сложилась намного более благополучно, чем у многих других современных им течений. По сей день существует Международная ассоциация индивидуальной психологии и другие научные общества, объединяющие современных последователей Альфреда Адлера. Думается, можно сказать, что его собственное «самоутверждение» увенчалось полным успехом.

Разные разности
Полимеры из метана
Очередную идею, как улавливать и преобразовывать метан, недавно опубликовали инженеры-химики Массачусетского технологического института. И не только придумали, но и успешно испробовали.
Пишут, что...
…европейское сообщество энтомологов избрало насекомым 2025 года древесную осу-паразита Rhyssa persuasoria, которая уничтожает личинки древесных ос, поедающих древесину, и тем самым спасает деревья… …астрономы впервые обнаружили космически...
Стеклянные яблоки
Коробки с елочными игрушками есть, пожалуй, в каждой семье. Порой это настоящее собрание редкостей. Ведь любая игрушка — предмет материальной культуры. Она, как зеркало, отражает эпоху, в которой родилась. Поэтому по елочным игрушкам, как, напри...
Подъемная сила
Мы привыкли к лифтам и не задумываемся о значимости этих подъемных устройств. А между тем лифты перевозят в сутки в 100 раз больше людей, чем весь остальной транспорт, вместе взятый.