Инонотус скошенный, на березу брошенный

Н. Ручкина

pic_2019_08_46.jpg

Художник П.Перевезенцев

По всему Северному полушарию выше 45-й параллели растут березы. В Евразии это береза плосколистная, березы Эрмана и даурская и, конечно, наша российская березонька повислая Betula pendula. В Северной Америке — березы бумажная и желтая (аллеганская). И нередко на их стволах можно встретить темный, почти черный, весь в трещинах нарост — чагу, разросшийся мицелий трутовика скошенного Inonotus obliquus.

Чага, она же березовый гриб, — одно из известнейших российских средств народной медицины, хотя ее используют и исследуют во многих европейских и азиатских странах, в том числе в Южной Корее и Китае.

Настои чаги бодрят и хорошо помогают при простуде, с их помощью снижают давление, лечат больной желудок и печень. Это противовоспалительное средство, как внутреннее, так и наружное. В качестве наружного используют еще порошок чаги — высушенный измельченный гриб. Чага нашла свое место и в официальной фармакопее, которая поместила ее в группу общетонизирующих средств и адаптогенов, а также ненаркотических обезболивающих средств. Медики предлагают использовать препараты березового гриба для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов, желудочных полипов, а также в качестве тонизирующего и симптоматического лечения при неоперабельном раке. Но болезни мы обсудим позже, а сейчас поговорим о веществах, придающих чаге лечебные свойства.

Березовый гриб, в отличие от большинства известных трутовиков, не напоминает копыто или чешую, скорее бесформенную язву на стволе дерева. И его развитие не похоже на развитие других трутовиков. Когда споры гриба попадают на поврежденные участки коры, они прорастают, и нити мицелия проникают вглубь, в древесину, которую постепенно разрушают. На четвертый год мицелий пробивается наружу, он твердый, и древесина рядом с ним разрастается. Образуется тот самый знаменитый нарост, снаружи черный, внутри темно-коричневый, горьковатый на вкус и лишенный запаха. Растет чага медленно, массы 5 кг достигает через 10–15 лет, а всего может прожить лет 80, а то и больше, пока не рухнет разрушенное дерево. Тогда погибнет и березовый гриб, потому что он, паразит, питательные вещества получает из березы. Чага не образует спор, скошенный трутовик формирует плодовое тело уже при последнем издыхании, на погибшей березе.

Слава гриба как традиционного лекарственного средства была столь велика, что заинтересовала основоположника фитохимии лекарственных растений, профессора Дерптского университета Георгия Людвиговича Драгендорфа (1836–1898). В 1864 году он исследовал химический состав чаги, искал в ней глюкозиды и алкалоиды, не нашел и утратил интерес к объекту.

По-настоящему гриб начали изучать в 1951 году в Ботаническом институте АН СССР и Первом Ленинградском медицинском институте. Исследовали ее, конечно, и в других странах, и к настоящему времени обнаружили более 200 компонентов. Это тритерпены (ланостерол, инотодиол, эргостерол, бетулин и бетулиновая кислота), лектины, аминокислоты и полипептиды, полифенольные соединения, в том числе флавоноиды и гуминоподобная чаговая кислота, дубильные вещества, антоцианы, катехины, кислотоустойчивый лигнин, клетчатка, гемицеллюлоза и другие полисахариды, органические кислоты (уксусная, масляная, много щавелевой), микроэлементы.

Сила чаги — в комплексном действии многих соединений. Исследователи тем не менее пытаются выделить основные биологически активные вещества. По мнению советских и российских ученых, эту роль играет хромогенный комплекс. Он содержит черные и коричневые пигменты меланины, которые образуются при окислительной полимеризации фенольных соединений — продуктов разрушения березового лигнина. А разрушают лигнин ферменты чаги.

Антибактериальным, противовоспалительным, противовирусным, иммуномодулирующим и противоопухолевым действием (по крайней мере, в пробирке) обладают бетулиновая кислота и ее предшественник бетулин. Иммунную систему активируют и полисахариды клеточной стенки грибов, придающие прочность мицелию.

Разумеется, выгоднее выращивать грибной мицелий на искусственных средах, чем собирать чагу в лесах. Но тут исследователей ожидало разочарование. Расти мицелий растет, однако многих нужных биологически активных веществ не содержит. Так, бетулин и бетулиновая кислота попадают в чагу из коры живой березы: гриб экстрагирует эти вещества и концентрирует во внешнем, темном слое. В «культурном» мицелии бетулину взяться неоткуда, его там и нет. Полисахариды, выделенные из «дикой» чаги и из мицелия, различаются по составу и по-разному действуют на опухолевые клетки. И меланины из мицелия не такие, как в грибе, они больше напоминают животные, а не грибные и растительные пигменты. А стеролы! Ланостерола, например, в культивируемом мицелии в 12 раз меньше, чем в диких грибах, а это антиоксидант, иммуномодулятор и противоопухолевое средство. В общем, чага, собранная с дерева, обладает куда большим терапевтическим действием, чем мицелий, выращенный в лаборатории на питательной среде, потому что большинство биологически активных веществ образуется в результате переработки березовых соединений грибными ферментами либо в самой березе, откуда попадают в гриб. И хотя трутовик скошенный иногда паразитирует на ольхе, рябине и черемухе, полезна только чага, срезанная с березы, причем с живой.

И еще один сюрприз поджидал любителей расчленять комплекс веществ на отдельные компоненты. Оказывается, они исследовали не те соединения, которые в действительности работают в препаратах чаги. Например, те же бетулин и бетулиновая кислота лучше всего экстрагируются этилацетатом, в водных вытяжках их существенно меньше, и чем горячее вода, тем больше бетулина удается извлечь. Но люди, приготавливающие настой чаги в домашних условиях, не заливают гриб ни этилацетатом, ни кипятком. Для этого используют воду не горячее 70°С, и бетулин в таком настое содержится в минимальном количестве.

Самый известный из отечественных препаратов чаги, бефунгин, тоже приготовлен на основе водного экстракта. Он эффективно лечит хронический гастрит, полипоз, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, псориаз, что доказано клиническими наблюдениями. Бефунгин создали в 1950-е годы. С тех пор появилось множество других аптечных препаратов чаги, часто в сочетании с разными лекарственными растениями: сухой экстракт, бальзамы, кремы, мази, фитопленки, фитосборы, экстракт чаги в капсулах (чаговит и чаголюкс). Их используют при лечении артритов, артрозов, заболеваний вен, инфекционных воспалительных заболеваний слизистых оболочек полости рта, ожогов и обморожений. Чаговит и чаголюкс полезны здоровым людям как адаптогены, которые нормализуют функции организма, повышают работоспособность и улучшают настроение. А нездоровым стоит принимать чагу для восстановления и поддержки защитных сил организма во время болезни и в период выздоровления.

При лечении хронических предопухолевых недугов, таких как полипоз, хронический гастрит и язвенная болезнь, препараты чаги не заменяют принятые методы лечения, но делают их более эффективными. Больные быстрее выздоравливают, и ремиссия длится в полтора-два раза дольше.

Чаговит помогает при мастопатии, которая увеличивает риск развития злокачественных опухолей, — избавляет от боли и дискомфорта. Он снимает симптомы отмены курения и облегчает достижение цели закоренелым курильщикам, решившим расстаться с этой привычкой. Чаговит также снижает уровень сахара в крови у больных сахарным диабетом второго типа. Эти эффекты подтверждаются клиническими и амбулаторными наблюдениями.

И вот наконец мы подошли к онкологическим заболеваниям, а чагу уже давно считают противоопухолевым средством. Впервые онкологических больных попробовали лечить чагой в 1959 году в Госпитальной терапевтической клинике Первого Ленинградского медицинского института имени И.П. Павлова. С тех пор клинические испытания проводили неоднократно, в них обычно участвуют больные с запущенными неоперабельными формами рака IV стадии различных локализаций. Таких больных чага не лечит, только облегчает их состояние, и лишь в тех случаях, когда пациенты не истощены, а болезнь не затрагивает печень и поджелудочную железу. Средняя продолжительность жизни больных, принимающих чагу, составляет два — четыре года, а в контрольной группе лишь год. У многих восстанавливается работоспособность, улучшается настроение, боли ослабевают и исчезают, что позволяет прекратить прием обезболивающих. Как и в других случаях, препараты чаги не заменяют лекарств, их используют в качестве средства сопровождения больных, причем средства, не имеющего побочных эффектов.

Механизм действия чаги пока неясен. По-видимому, она влияет на центральную нервную систему и мобилизует защитные силы организма.

К сожалению, медики прописывают препараты чаги только на конечной стадии рака, когда организм уже обессилен. Если бы ее назначали раньше, эффект, возможно, был бы сильнее. Но так ли это, мы пока не знаем.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 8/2019) на с. 46 — 47.