Бактерии синтезируют фторопласты

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2018, №1)

pic_2018_01_16-2.jpg

Получение фторированного полигидроксиалканоата из фтормалоната с помощью генетически модифицированной E. coli in vivo

Генетическая модификация придала бактериям способность усваивать фторсодержащее соединение, метаболизировать его и превращать в новый тип биопластика. Работа исследователей из Университета Калифорнии в Беркли — первый пример адаптации микроорганизмов для биосинтеза фторсодержащего полимера. Этот подход в перспективе может стать «экологически дружественным» способом получения фторопластов и других полимеров («Angewandte Chemie. Int. Ed.», 2017, 56, 44, 13637—13640, doi: 10.1002/anie.201706696).

Фтор содержится во многих синтетических соединениях: он есть и в составе антидепрессанта прозака (флуоксетина), и в антипригарном покрытии из политетрафторэтилена, известном как тефлон. Однако этот элемент редко встречается в органических веществах природного происхождения. Фтора много в земной коре, это тринадцатый по распространенности в ней элемент, однако практически весь он заперт в скальных породах в виде нерастворимых соединений. Лишь немногие обитатели Земли в процессе эволюции научились усваивать неорганические фториды, и все вместе они производят не более 25 относительно простых по строению органических соединений. Причем маршрут их синтеза весьма схож — он способствует образованию фторацетата и фтортреонина.

Мишель Чан и ее исследовательская группа подвергли генетической модификации кишечную палочку и научили ее превращать низкомолекулярное соединение фтормалонат в биоразлагаемый полимер. Для этого в геном кишечной палочки ввели гены других организмов, кодирующих синтез ферментов, которые ускоряют превращение фторсодержащих органических соединений. Сначала это ни к чему не привело — модифицированные штаммы не могли ничего поделать со фторорганикой. Чан и ее коллеги выяснили, что кишечная палочка просто не может усваивать фторорганические соединения из питательного бульона, поэтому для бактерии пришлось придумать специальный белок-переносчик, перемещающий фторсодержащие соединения внутрь клетки и ввести в геном бактерии ген, отвечающий за выработку этого белка.

С переносчиком работа пошла лучше — генно-модифицированная конвертировала около 50% фтормалоната, содержащегося в питательном растворе, в 2-фтор-3-гидроксибутират, который затем вступал в реакцию полимеризации. Получающийся в результате сложный полиэфир содержит до 15% фторированных структурных звеньев. К удивлению Чан, фторированный биополимер оказался более эластичным, чем его коммерчески доступная, не содержащая атомов фтора версия.

Чан полагает, что создание ГМ-организма, способного напрямую синтезировать фторированные полимеры, должно окупиться.

08.02.2018 10:00:00

Компания «NineSigma» охотится за открытыми инновациями и предлагает всем желающим попробовать решить следующий технологический вопрос для своих клиентов:

Изготовитель продуктов для животных ищет способ сделать жвачку для домашних питомцев из мягкого материала, поддающегося формовке и в которую возможно было бы добавление пробиотиков и питательных веществ.

Срок предоставления предложения — до 23 февраля 2018 года.

05.02.2018 10:00:00

...1I/Оумуамуа, первый межзвездный объект, обнаруженный в Солнечной системе, — астероид, а не комета; есть предположение, что это фрагмент планеты, уничтоженной приливными силами...

01.02.2018 10:00:00

Спор о том, что играет самую важную роль при приготовлении пива длится уже очень давно. Похоже, исследователи из США и Соединенного королевства во главе с Дастином Хёрбом из Орегонского университета поставили в нем точку.

30.01.2018 10:00:00

Инженер — важнейшая фигура на производстве, особенно он интересен для того, кто хочет что-то продать этому производству. Но как торговому агенту достучаться до сердца технического специалиста? Список правил сформировали маркетологи Института инженеров электротехники и электроники. Главный вывод такой: путь к сердцу инженера лежит через его почтовый ящик.

08.01.2018 10:00:00