Как школьники видят науку

Хатуль Л.
(«ХиЖ», 2017, №8)

pic_2017_08_33.jpg

Социологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как санкт-петербургские школьники знают историю науки (доклад на V Всероссийском социологическом конгрессе, Екатеринбург, 2016). Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.

Какое из открытий или изобретений является наиболее важным для человечества? Это был открытый вопрос, то есть варианты ответа не предлагались. Наибольшее количество упоминаний получили электричество (22%) и Интернет (13%). Далее — колесо, автомобиль и радио по 4%. Космос (все ответы, связанные с космической сферой) и телефон — по 3%. Были единичные упоминания разных технологий и объектов (бозон Хиггса, карта мира, микроскоп, огонь, компьютер, письменность, селекция), а 20% вообще не могли ответить на поставленный вопрос.

Далее каждому респонденту предлагалось назвать наиболее важные отечественные открытия или изобретения и расположить их по степени значимости (1 — наименьшая значимость, 5 — наибольшая). Вот что с наибольшими средними рейтингами назвали школьники:

радио — 4,4;

водородная бомба — 4,4;

таблица Менделеева — 4,3;

спутник — 4,3;

телевизор — 3,9;

телефон — 3,8.

Мы видим, что анекдот (точнее, группа анекдотов) «Россия — родина слонов» актуален по-прежнему. Но конкретно нашему журналу приятно, что Менделеев не забыт.

Аналогичный вопрос был задан про зарубежные открытия, и вот ответ:

электричество — 4,6;

Интернет — 4,4;

телефон — 4,1;

автомобиль — 3,8.

Авторы исследования сдержанно (как и подобает социологам) заметили, что при анализе менее популярных вариантов ответов можно обнаружить пункты, с трудом поддающиеся объяснению. Так, например, Д.И.Менделеева многие отнесли к зарубежным исследователям (даже в том случае, когда таблица Менделеева отнесена к числу отечественных изобретений), а Эйнштейн и Пифагор причислялись к отечественным. Греция, конечно, входила в Российскую империю, кто б сомневался, но что у детей с элементарной логикой? За что Дмитрия Ивановича разлучили с его таблицей?!

Затем каждому респонденту предлагалось назвать имена наиболее выдающихся отечественных ученых:

Д.И.Менделеева указали 59,7%;

М.В.Ломоносова — 32,6%;

И.П.Павлова — 31,4%;

А.С.Попова — 30,2%;

И.И.Мечникова — 4,1%.

Аналогичный вопрос про зарубежных ученых дал следующие результаты:

Ньютон — 36,4%;

Эйнштейн — 35,9%;

Тесла — 30,6%;

Хокинг — 7%.

Влияние бульварной литературы видно без лупы, непонимание разницы между ученым и изобретателем — тоже. Хотя довольно коварно было спрашивать сначала про открытия и изобретения, а потом про чистую науку. Наверное, стоило эти две темы разделить четче.

Последним шел трудный вопрос: «Какое направление научных исследований, с вашей точки зрения, является наиболее перспективным на данный момент?» (Этот вопрос также был открытым.)

Что такое перспективный, непонятно, и тем более непонятно, что под этим понимают школьники. В ответах лидирует космос, то есть объединение всех ответов, так или иначе связанных с космической тематикой, их дали 17,3% респондентов; далее медицина — 16,9%, физика — 9% и биология — 7%. Многие школьники не ответили на этот вопрос, как и на вопрос о наиболее значимом изобретении для человечества. Авторы считают, что это произошло «из-за того, что школьники никогда не рефлексировали на тему места науки в современном обществе». Но это могло произойти также из-за слишком расплывчатой формулировки, из-за непонятного респондентам смысла вопроса — современная школа с ее ЕГЭ учит понимать и отвечать сугубо конкретно.

08.01.2018 10:00:00

...собственные колебания Земли в диапазоне частот от 0,3 до 4 мГц впервые зарегистрированы в вариациях магнитного поля, измеряемого на ее поверхности («Доклады Академии наук», 2017, 476, 4, 452—455)...

26.12.2017 10:00:00

Есть много шуток о том, кто кого разглядывает в зоопарке, посетители зверей или наоборот. Так или иначе, согласно шведским ученым из университета Лунда, в отделе приматов в зоопарке Фурувик удовольствие явно получают обе стороны, люди передразнивают обезьян, а обезьяны — людей.

26.12.2017 10:00:00

«Что происходит с насекомыми? — пишут в редакцию читатели. — Нам кажется или меньше бабочек вьется над клумбами, чем десять лет назад?» Не кажется, увы. В последнее десятилетие сократились и численность, и разнообразие насекомых.

04.12.2017