Как школьники видят науку

Хатуль Л.
(«ХиЖ», 2017, №8)

pic_2017_08_33.jpg

Социологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как санкт-петербургские школьники знают историю науки (доклад на V Всероссийском социологическом конгрессе, Екатеринбург, 2016). Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.

Какое из открытий или изобретений является наиболее важным для человечества? Это был открытый вопрос, то есть варианты ответа не предлагались. Наибольшее количество упоминаний получили электричество (22%) и Интернет (13%). Далее — колесо, автомобиль и радио по 4%. Космос (все ответы, связанные с космической сферой) и телефон — по 3%. Были единичные упоминания разных технологий и объектов (бозон Хиггса, карта мира, микроскоп, огонь, компьютер, письменность, селекция), а 20% вообще не могли ответить на поставленный вопрос.

Далее каждому респонденту предлагалось назвать наиболее важные отечественные открытия или изобретения и расположить их по степени значимости (1 — наименьшая значимость, 5 — наибольшая). Вот что с наибольшими средними рейтингами назвали школьники:

радио — 4,4;

водородная бомба — 4,4;

таблица Менделеева — 4,3;

спутник — 4,3;

телевизор — 3,9;

телефон — 3,8.

Мы видим, что анекдот (точнее, группа анекдотов) «Россия — родина слонов» актуален по-прежнему. Но конкретно нашему журналу приятно, что Менделеев не забыт.

Аналогичный вопрос был задан про зарубежные открытия, и вот ответ:

электричество — 4,6;

Интернет — 4,4;

телефон — 4,1;

автомобиль — 3,8.

Авторы исследования сдержанно (как и подобает социологам) заметили, что при анализе менее популярных вариантов ответов можно обнаружить пункты, с трудом поддающиеся объяснению. Так, например, Д.И.Менделеева многие отнесли к зарубежным исследователям (даже в том случае, когда таблица Менделеева отнесена к числу отечественных изобретений), а Эйнштейн и Пифагор причислялись к отечественным. Греция, конечно, входила в Российскую империю, кто б сомневался, но что у детей с элементарной логикой? За что Дмитрия Ивановича разлучили с его таблицей?!

Затем каждому респонденту предлагалось назвать имена наиболее выдающихся отечественных ученых:

Д.И.Менделеева указали 59,7%;

М.В.Ломоносова — 32,6%;

И.П.Павлова — 31,4%;

А.С.Попова — 30,2%;

И.И.Мечникова — 4,1%.

Аналогичный вопрос про зарубежных ученых дал следующие результаты:

Ньютон — 36,4%;

Эйнштейн — 35,9%;

Тесла — 30,6%;

Хокинг — 7%.

Влияние бульварной литературы видно без лупы, непонимание разницы между ученым и изобретателем — тоже. Хотя довольно коварно было спрашивать сначала про открытия и изобретения, а потом про чистую науку. Наверное, стоило эти две темы разделить четче.

Последним шел трудный вопрос: «Какое направление научных исследований, с вашей точки зрения, является наиболее перспективным на данный момент?» (Этот вопрос также был открытым.)

Что такое перспективный, непонятно, и тем более непонятно, что под этим понимают школьники. В ответах лидирует космос, то есть объединение всех ответов, так или иначе связанных с космической тематикой, их дали 17,3% респондентов; далее медицина — 16,9%, физика — 9% и биология — 7%. Многие школьники не ответили на этот вопрос, как и на вопрос о наиболее значимом изобретении для человечества. Авторы считают, что это произошло «из-за того, что школьники никогда не рефлексировали на тему места науки в современном обществе». Но это могло произойти также из-за слишком расплывчатой формулировки, из-за непонятного респондентам смысла вопроса — современная школа с ее ЕГЭ учит понимать и отвечать сугубо конкретно.

25.04.2018 10:00:00

Один из самых серьезных факторов риска развития возрастной деменции — вариант ε4 гена APOE. Тем не менее у 53% его носителей деменция так и не развивается, значит, дело в негенетических факторах. Группа американских ученых решила проверить, способен ли противодействовать угасанию умственных способностей позитивный настрой.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00

...китайские ученые успешно клонировали приматов — макак-крабоедов Macaca fascicularis переносом ядра соматической клетки; 79 эмбрионов имплантировали 21 самке, в итоге родились два детеныша, Чжун-Чжун и Хуа-Хуа...

29.03.2018 10:00:00

Все говорят об ультразвуковом общении дельфинов: ну как же — загадочные красивые существа, приматы моря, интересно, что у них за язык такой. Менее известно публике ультразвуковое пение мышей.

28.03.2018 10:00:00

Даже далекие от экологии люди в курсе, что с лесами на Земле творится неладное и нужно сажать деревья, пока не стало поздно. Китай взялся за дело энергично: с 2013 года в 26 китайских провинциях восстановлено 27,8 млн гектаров леса. Авторы статьи в свежем номере «Nature Sustainability» сообщают, что успехи уже видны на спутниковых снимках.