«Химия и Жизнь», Сентябрь 2016

В номере:

Тайны облаков
Проблемы и методы науки
В.С. Махмутов, Е.Н. Мочалова, Ю.И. Стожков
Облака играют важную роль в формировании климата и в то же время являются фактором неопределенности в существующих теоретических и численных моделях. Как образуются облака, почему иногда из них вырастают тучи, какова природа атмосферного электричества вообще и молний в частности? Все эти вопросы стоят перед человечеством уже многие века, однако найти ответы и построить единую, непротиворечивую модель пока не удается.
Свинец: факты и фактики
Откуда берется свинец? Зачем нужны оксид и карбонат свинца? Как начали использовать свинец? Как можно судить об объемах производства свинца в древности? Что удается узнать из ледяных кернов о свинце? Что такое этилированный бензин? Каковы основные источники эмиссии свинца в атмосферу? Чем опасен свинец? Мог ли свинец губить цивилизации? Связан ли свинец с акселерацией? Для чего применяют свинец? Можно ли расплавить свинец в носовом платке? Зачем нужен магический свинец при трансмутации элементов?
Музыка ДНК
Математюры
С. Рубина
В 2007 году Риэ Такахаши и Джеффри Миллер из Калифорнийского университета опубликовали статью «Превращение аминокислотных последовательностей белков в классическую музыку: поиск слуховых паттернов», где аминокислотная последовательность фермента тимидилатсинтазы была преобразована во вполне приятную мелодию.
Бактерии делают наносеребро
Железо — важный элемент для микроорганизмов. Иногда во внешней среде его бывает меньше, чем нужно для поддержания жизненно важных функций, поэтому некоторые бактерии научились накапливать этот элемент, чтобы воспользоваться им при необходимости. Исследователи «научили» бактерии запасать серебро вместо железа, что открывает путь к промышленному получению наночастиц серебра.
Золото придаст титану твердости
Лучший материал для зубных имплантатов, протезов коленных и тазобедренных суставов — титан: он прочен, устойчив к механическому износу, химически инертен и нетоксичен. Однако даже самое лучшее решение можно улучшить. Физики из Университета Райса (США) совершенно случайно обнаружили, что еще более долговечные искусственные суставы можно будет изготавливать из сплава титана с золотом.
Суператомы объединяются в мегамолекулы
Элегантная работа ученых из США пополнила список химических веществ молекулами, состоящими из суператомов. Американским химикам удалось синтезировать псевдомолекулы, содержащие два или три металлических кластера с однозначным составом и строением.
Мышцы внутренней секреции
Полуоткрытая статья
Есть несколько гипотез, объясняющих связь здоровья и движения. Замечено, например, что занятия физкультурой стимулируют выделение адреналина, кортизола, гормона роста, пролактина и других молекул, регулирующих работу иммунной системы. Длительные систематические тренировки снижают уровень стрессовых гормонов. Кроме того, мышечные сокращения активизируют синтез белков, которые влияют на процессы, происходящие как в мышечной ткани, так и в других органах, поэтому скелетную мускулатуру можно с полным правом считать органом внутренней секреции. Эти регуляторные белки называют миокинами.
Окситоцин для женщин и мужчин
Проблемы и методы науки
Женщина хранит домашний очаг: гасит возникающие конфликты и сама излучает доброжелательность и покой. Мужчина домашний очаг охраняет, не пуская в семейный круг людей враждебных и просто посторонних. Эти традиционные модели поведения продержались несколько тысячелетий, потому что опираются на физиологические различия полов. И важную роль в этих различиях играет гормон окситоцин, который усиливает женскую доброжелательность и мужскую агрессивность.
Наночастицы и мозг
Е.Н. Петрицкая, В.А. Дёмин
Одна из причин, по которой производители выбирают наночастицы, — их способность к проникновению через преграды и возможность максимально равномерно распределяться внутри другой субстанции. Но так же легко наночастицы могут проникать в организм контактирующих с ними людей. Особую опасность, на наш взгляд, представляет возможность наночастиц преодолевать гематоэнцефалический барьер, то есть проникать к нейронам головного мозга. Мы сочли, что этот вопрос требует отдельного и незамедлительного изучения.
У истоков счастья
Общество
П.М. Козырева, А.И. Смирнов
Каждый человек хочет быть счастливым — это главный ориентир существования и развития, цель деятельности и чаемый результат усилий. Однако феномен счастья с трудом поддается научному исследованию, потому что у людей слишком разное представление о счастливой жизни. И все-таки социологи находят и определяют, как разные параметры влияют на общее ощущение счастья.
Жизнь в черной дыре
При желании внутри черной дыры действительно можно распознать некоторые детали, присущие аду. Тут есть и бездна сингулярности, и выход через устье норы, и вечное заточение в остатке дыры того, что не смогло выйти при испарении, и стражи ворот, и разные виды материи с разными функциями. Не исключено, что творческое обращение с этой аналогией подскажет новые интересные особенности того, что скрывается за непроницаемым для стороннего наблюдателя горизонтом событий.
Кислородная революция и Земля-снежок
Лик Земли
С.А. Ястребов
(Продолжение. Начало в № 8.) Древняя история Земли: увеличение содержания кислорода и мощные оледенения.
Жизнь в стеклянной банке
Мысли о будущем
Виктор Вагнер
Писатели-фантасты, описывающие межзвездные «корабли поколений», обычно помещают в них оранжереи, которые снабжают космонавтов не только продуктами питания, но и кислородом, очищая воздух от углекислого газа.
Дикой природе – дикую тварь
Полуоткрытая статья
Переселять на новое место лучше животных, пойманных в естественных условиях, а не выращенных в неволе, поскольку они с первых дней жизни привыкают избегать опасностей. В дикой природе должны жить дикие звери. Однако в этом случае биологам придется иметь дело преимущественно с более смелыми и менее осторожными особями, поскольку именно они чаще попадают в ловушки.
Амистативность — инерция социальных связей
Д.А. Жуков
Та особенность психики, которая проявляется в прочных личных контактах, в таких отношениях между двумя живыми существами, которые называются преданностью и верностью, — сугубо индивидуальна. Более того, можно утверждать, что прочность социальных контактов очень сильно зависит от биологической наследственности. И собаки — хорошая модель для изучения этого признака поведения.
Загадочные бабочки
Л.В. Каабак
Наверное, каждый исследователь рано или поздно встречается с настоящей загадкой. Одни окажутся недоразумениями, другие открытиями, третьи найдут простое объяснение, которого никто не мог ожидать, а четвертые останутся без отгадки надолго — кто знает, на сколько десятилетий. Собирание бабочек — одна из самых романтических областей полевой биологии, и где уж быть загадкам и тайнам, как не здесь! Мы попросили нашего постоянного автора, химика и энтомолога Л.В.Каабака, рассказать об этом несколько историй.
Джон Дальтон и революция в химии
Шестого сентября 2016 года исполняется 250 лет со дня рождения великого английского химика Джона Дальтона (1766—1844). Он занимался не только химией, но и другими научными дисциплинами, в частности математикой, метеорологией, языкознанием, был хорошим ботаником-любителем. Но именно его химические работы позволили совершить революционный скачок, после которого большинство исследователей пришло к выводу о реальности атомов и молекул.
Электричка на Пирогово
Татьяна Левченко
На автобус я опоздал. С моста увидел, как он отчаливает от «летающей тарелки» — круглого автовокзала. Теперь только такси. И тут подали электричку с ярким табло «Пирогово». То, что надо! Через ступеньку, чуть не кувыркаясь, бросился вниз. Минуты не хватило. Шипя, двери сошлись, поезд тронулся и начал ускоряться...
Хмель
Что мы пьем
Кто первый начал добавлять хмель в пиво, сейчас сказать трудно. Точно не древние греки и не египтяне, которые использовали для этого другие растения. В то время хмеля в Африке и Южной Европе, скорее всего, не было. Первенство оспаривают разные народы, в том числе славяне и финны. Известно, например, что король Пипин III Короткий завещал свои хмельники аббатству Сен-Дени, и было это в 768 году.
Хунтурук
Владимир Аникин
Несмотря на первую русскую революцию, начало двадцатого века выдалось в стране богатым на географические экспедиции. Особенно по освоению азиатской части и севера Российской империи...
Сказ о погрешностях
В погоне за точностью
Л. Намер
Как оценить точность наших знаний? Если мы знаем точное значение — это легко, но в реальной ситуации точного значения мы обычно не знаем, и не факт, что оно вообще существует. Что, если реальная величина слегка изменяется со временем, а мы, производя измерения на коротком интервале и с ограниченной точностью, просто этого не замечаем? Что такое в этом случае «точное значение»?