«Химия и Жизнь», Март 2016

В номере:

Удачная охота гравитационщиков
События
С.М. Комаров
14 сентября 2015 года в 5:51 утра по летнему среднеамериканскому восточному времени во время технического прогона оборудования перед вводом реконструированной установки в эксплуатацию было экспериментально доказано существование гравитационных волн, предсказанных Альбертом Эйнштейном более ста лет тому назад. С момента фиксации долгожданного результата начала свой отсчет история гравитационной астрономии.
Полет Нибиру
С.М. Комаров
В Солнечной системе есть по крайней мере одна до сих пор не известная нам крупная планета, обращающаяся по сильно вытянутой орбите. Это практически доказали Майкл Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института — их статья о новой планете вышла в январе 2016 года. Некоторые энтузиасты поспешили заявить, что это и есть гипотетическая планета Нибиру.
Баш на баш
Денис Тихий
Командир экспедиции «Надежда» недоуменно уставился на датчик кислорода и дрожащими руками снял шлем. Прохладный воздух пах близким дождем. Легкий ветер гнал красный песок мимо огромных кактусов...
Железо: факты и фактики
Открытая статья
Откуда взялось железо? Как железо оказалось на Земле? Зачем человеку нужно железо? Какое пиво богато железом? Что такое запах железа? Как научились получать железо? Где и из чего плавили первое железо? Какое железо называют тамахаганэ? Что такое метеоритное железо? Как плавят железо сейчас? Что такое прямое восстановление железа? Зачем нужен чугун? Что такое сталь? Что такое точки Чернова? Как работает металлургическая магия? Что такое сталь Гадфильда? Почему запрещено удобрять океан железом?
Гордое слово «ученый»
Статистика
Л. Намер
«Левада-Центр» опубликовал данные только что проведенного всероссийского репрезентативного опроса «Каких наиболее выдающихся, на ваш взгляд, отечественных ученых вы можете назвать?»
Муравьи, грызущие лед
В.В. Челноков
В 1983 году компания «Dow Chemical» получила патент на состав и способ плавления замороженных водных растворов с добавкой к хлоридным солям формиата натрия в количестве от 0,5 до 16%. Так более 30 лет назад началась история использования формиата для борьбы с гололедом.
Реакция под микроскопом
Открытая статья
Исследователям из Швейцарии удалось сделать нечто более трудное, чем подковать блоху, — они провели прямую и обратную химическую реакцию для одной-единственной молекулы.
Ткань из молекулярных нитей
Открытая статья
Исследователи разработали метод сплетения длинноцепочечных молекул в симметричный узор — создания молекулярной ткани. В ней макромолекулы не соединены ковалентными связями, а она сама обладает совершенно необычными свойствами.
Пушки ударят по болезням
Открытая статья
Десятилетиями эксперты в области биомедицины мечтали найти лекарство, которое, как волшебная пуля, сможет поразить очаг смертельной болезни. И хотя в этой области работы еще непочатый край, исследователи из США предполагают, что они наконец разработали надежный способ доставки лекарства в глубь пораженной ткани.
Фруктоза — враг человека?
Открытая статья
Если сто лет назад диабет-2 считали редким недугом, который свойствен преимущественно людям, страдающим ожирением и подагрой, то сейчас им болеют более 200 млн человек, причем эта болезнь часто развивается вне связи с классическим ожирением. Следовательно, должна быть какая-то другая причина возникновения диабета. Подумавши, специалисты решили, что виновата фруктоза.
Коварный процент
Из писем в редакцию
И.И. Гольдфаин
Часто дают такое определение: объемная концентрация — это отношение объема вещества к объему смеси. Но в таком случае возникает вопрос: а как сосчитать, какой объем занимает в растворе та или иная его компонента? Ведь закона сохранения объема не существует! Объем смеси может быть не равен сумме объемов ее компонент.
От медицины для всех – к медицине для каждого (часть 2)
А.В. Баранова
(Продолжение. Начало см. в 2016 №2) В 2008 году президент Института системной биологии в Сиэтле Лерой Худ предложил концепцию современной медицины, основанную на принципах 4П, которые наиболее ярко отображают изменения в подходах к ведению пациентов в последние несколько лет. Согласно этой концепции, медицина должна стать (и уже становится) предиктивной, то есть предсказательной; профилактической; партисипативной — требующей активного участия пациента, и, наконец, персонализированной. Рассмотрим подробнее каждый из пунктов и постараемся представить, какой станет медицина будущего.
Образование, которое нужно каждому
В.А. Острогорская
Все слышали шутку, как молодой специалист приходит на производство и ему говорят: «Забудьте все, чему вас учили в институте». У выпускника медицинского вуза проблема иная — вспомнить все, чему его учили в институте.
Жизнь после сетей
Мысли о будущем
Виктор Вагнер
Энергетические распределительные сети размером с целые континенты — без сомнения, наиболее грандиозные сооружения, созданные человечеством. Никакие пирамиды, никакие небоскребы не сравнятся с этими огромными комплексами, объединяющими сотни электростанций, тысячи трансформаторных подстанций, десятки тысяч километров линий электропередач и сотни миллионов розеток.
О птичках, зеках и альтруизме (часть 2)
Математюры
С. Рубина
В прошлом номере мы обсудили поведенческие стратегии с точки зрения теории игр. Соотношение в популяции миролюбивых «голубок», склонных к дележу по справедливости, и агрессивных эгоистичных «ястребов», оказывается, четко определяется соотношением риска и выгоды от агрессии. Пока ресурс, который можно отобрать, соблазнителен, а вероятность получить по лбу мала, число драчливых жадин будет расти, и это можно изобразить на графике. То же самое получается с соблазном выгоды от эгоистичного поведения. Теперь поговорим подробнее: какие природные и общественные механизмы поддерживают «невыгодную» альтруистическую модель?
Нейрохимия колыбели
Д.А. Жуков
Все матери знают, что покачивание успокаивает младенца. Конечно, играют роль и тепло тела матери, и ее голос, создающие чувство защищенности, но очевидно, что успокаивает ребенка и само по себе ритмическое движение. Какие же процессы в нашей центральной нервной системе связаны с седативным (меньше движения), анксиолитическим (меньше тревоги), анальгетическим (меньше боли) и эйфорическим результатами ритмической стимуляцией вестибулярного аппарата?
Это невероятно!
Марк Абрахамс
Я собираю истории про невероятное — такие, что заставляют людей сначала расхохотаться, а потом задуматься. Исследования, события и люди, о которых вы прочтете в этой книге, не терпят скоропалительных оценок (хорошо-плохо? полезно-бесполезно? банально-важно?). Но пусть это вас не останавливает.
Голубоглазая, светловолосая...
Белые голубоглазые кошки часто лишены слуха, об этом еще Дарвин писал в 1868 году в книге «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». Эти кошки привлекают ученых своей тугоухостью, представляя собой идеальный объект для исследования врожденной глухоты человека.
Ешь, пока медведи спят
Бодрствующий медведь отъедается после минувшей спячки или нагуливает жир перед следующей, используя для этого все возможные источники пищи, даже у хищников добычу отнимает (это называется клептопаразитизмом). Естественно, такое поведение не может пройти бесследно ни для хищников, ни для их жертв, но влияние медвежьего клептопаразитизма на численность тех и других только начинают исследовать.
Ганс Айзенк: термометр, измерявший психику
Четвертого марта 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших психологов XX века Ганса Айзенка (1916—1997). Широкой общественности он известен в первую очередь благодаря тестам, призванным количественно измерять интеллект (тесты IQ). Кроме того, он исследовал экстравертность и интровертность и выяснял, как различие этих базовых качеств психики отражается в типах характеров.
Новый дом для тропических бабочек
Л.В. Каабак
Экспозиции живых тропических бабочек — прекрасная идея, и она становится все более популярной. Такие экспозиции появились во многих городах нашей страны. Например, в Москве открылась новая выставка живых бабочек из тропиков. Создал ее выпускник биофака МГУ Василий Анатольевич Захарченко, который сумел найти местные растения, годные на корм гусеницам.
Кисель
Открытая статья
Кисель — это традиционное русское блюдо на крахмально-мучной основе. Сейчас его готовят главным образом из фруктового или ягодного сиропа, в который добавляют разведенный крахмал, картофельный или кукурузный. Но тысячу лет назад ни кукурузы, ни картошки на Руси не знали, и кисель заваривали из муки.
Реалити
Эдуард Шауров
Кабриолет затормозил возле новенькой помпезной высотки с барельефами. Богдан расплатился с сидящим на козлах шофером, выбрался из машины и помог вылезти Ляле. Они остановились на краю тротуара под сияющим знаком стоянки...
От Лошмидта к Кельвину
В погоне за точностью
Открытая статья
После работ Лошмидта ученые разных стран продолжали работу по определению размеров молекул различными методами; как пишут в практикумах по аналитической химии — «до сходящихся результатов». Во второй трети XIX века, о которой идет речь, «сходящимися» считались данные одного порядка величины. При этом размерами молекул, а также их числом в единице объема интересовались главным образом физики — для химиков того времени было достаточно понятий «моль», «атомная и молярная масса».