«Химия и Жизнь», Март 2013

В номере:

Рождение геохимии
История современности
Г.Б. Наумов
Впервые термин «геохимия» употребил в 1838 году швейцарский химик Христиан Фридрих Шенбейн (1799—1868). «Уже несколько лет тому назад, — писал он в 1842 году, — я публично высказал свое убеждение, что, прежде чем может идти речь о настоящей геологической науке, мы должны иметь геохимию, которая должна направить свое внимание на химическую природу масс, составляющих наш земной шар, и на их происхождение, по крайней мере, столько же, сколько и на относительную древность этих образований и в них погребенных остатков допотопных растений и животных…»
Владимир Вернадский
История современности
Г.Б. Наумов
Так кто же такой Владимир Вернадский? Минералог, геолог, естествоиспытатель, но, может быть, главное - мыслитель, идеи которого намного определили свое время.
Горящие горы
Планета Земля
Р.М. Харасов
Это чудо природы можно наблюдать в предгорьях Урала, на горе Янгантау (в переводе с башкирского означает «горящая гора»), в Азербайджане на священной горе Янардаг (что тоже переводится как «горящая гора»), на горе Янарташ недалеко от Кемера (по-турецки — «горящий камень»). На самом деле горит, конечно, не камень — как правило, загорается природный газ метан, который по расщелинам прорывается на поверхность, или другие горючие вещества.
Кварц с белой полосой
Б.З. Кантор
Кварц, диоксид кремния SiO2, — один из самых распространенных на Земле минералов. Он вездесущ: это кристаллы и кристаллические зерна, входящие в состав горных пород; это кварцевый песок, который можно обнаружить повсюду; халцедон и агат — тоже кварц. Даже в наших домах хватает кварца: его частички — абразивная составная часть домашней пыли. Поэтому сережки, кольца, браслеты делают только из камней, не уступающих по твердости кварцу.
Гены красят кошку
Генетику кошачьей окраски биологи исследовали не одно десятилетие, полученные данные сложились в четкую картину, которая не менялась много лет и нуждалась разве что в небольшом уточнении. И вот это самое уточнение в корне изменило представление ученых о генетической природе кошачьей полосатости.
Молекула-тыква
Е.А. Коваленко
Прогресс в биологии был бы невозможен без ее взаимодействия с другими науками — химией, физикой, математикой. Это рассказ о взаимодействии и взаимообогащении двух наук — биологии и химии на примере изучения молекулы кукурбитурила.
Мы сделаем это!
Наталья Духина
Дверь, вызывающе скрипнув, распахнулась. Молодой специалист Танечка, покачивая бедрами, бесстыже распирающими джинсы, прошествовала мимо сотрудниц к кабинету начальника.
— Ужас! — негромко припечатала Лариса Анатольевна...
Проблема хиральной чистоты
Биогенез
М.А. Никитин
После опытов Миллера, о которых рассказывалось в предыдущем номере, были открыты и другие химические реакции, способные производить органику в условиях древней Земли. Одна из интенсивно изучаемых таких реакций — формозная реакция Бутлерова, открытая еще в 1865 году: водный раствор формальдегида с добавлением гидроксида магния или кальция при небольшом нагревании превращается в сложную смесь сахаров.
Скандий: факты и фактики
Чем хорош скандий? Чем плох скандий? Какую роль сыграл скандий в утверждении Периодической системы? Зачем скандий металловедам? Как скандий связан со светом? Зачем нужен радиоактивный скандий и как его делают? Какие новые приложения могут появиться у скандия? Чем скандий похож на красную ртуть?
Скандий как бивни слона
Н.А. Спивак
Если представлять инопланетян подобными человеку, то напрашивается версия о посещении Земли с корыстными целями, например для добычи необходимых им материалов. Тогда в земной коре должна ощущаться нехватка некоторых элементов. Инертные газы и неметаллы вряд ли могли привлечь внимание инопланетной геологоразведки, а вот как насчет металлов?
Космическая плесень и янтарь
В.Б. Акопян
Что за гадость этот ваш янтарь! Наверное, так отзывались бы о нем все плесени и бактерии, если бы могли говорить. За десятки миллионов лет существования янтаря так и не нашлось ни одного микроба-смельчака, рискнувшего продегустировать это чудо природы. И это дает нам очень важную подсказку...
Неравенство
Л. Стрельникова
Мы знаем, что несправедливая оплата труда прижилась и на нашей земле — руководители и администрация корпораций получают несравненно больше рядовых сотрудников. Но, полагаю, масштабы этой катастрофы вас все-таки удивят. Здесь мы уже не только догнали, но даже в чем-то и перегнали Америку.
Женщины и кризис
Активность наших женщин на ниве новых экономических отношений в значительной степени способствовала выживанию в те нелегкие годы, тогда как не худшие представители сильной половины пребывали в депрессии вместо активных поисков своего места в новой ситуации.
Роботы: неминуемое нашествие
Д.А. Рогаткин, Д.Г. Лапитан
Фактически нашествие уже началось. Их предки давно помахивают стальными лапами на заводских конвейерах — сваривают детали самолетов, собирают автомобили, пылесосы, кофеварки, компьютеры. А их старшие братья — стиральные и посудомоечные машины, системы управления поездами, автопилоты самолетов, автоматы, поящие вас кофе. Все они — роботы.
История долготы
А.А. Васильев
Эта история началась в древнейшие времена, когда первобытные охотники, увлеченные погоней за мамонтом, оказались в незнакомом месте. «Где мы? — воскликнули они на своем языке. И добавили, подумав: — Куда нам идти, чтобы вернуться в родную пещеру?» С тех пор человек постоянно перемещался по нашей планете — пешком, на корабле, на лошадях и даже на слонах, и всегда перед ним вставали эти два вопроса: «Где я?» и «Куда мне теперь нужно двигаться?»
Верность до разлуки
Полуоткрытая статья
Ну что бы мы делали без обезьян? Сколько пищи дают они нашему уму и фантазии, какой выгодный объект для сравнения собой представляют. Если нужно оценить совершенство человеческой руки, мы гордо соотносим ее с обезьяньей. Если мы интересуемся жизнью наших дальних-предальних предков, то наблюдаем, как человекообразные обезьяны вьют гнезда и острят палочки, и радуемся, что далеко от них ушли. Но когда хотим оправдать свои неблаговидные поступки, тоже ссылаемся на обезьян: раз они, соседки по эволюционной ветке, так живут, значит, это заложено и в человеческой природе, а с ней поди поспорь!
Чья очередь горшки обжигать?
Другие вещи
М. Демина
Ремесло и искусство керамики существует почти столько же времени, сколько живет на Земле человечество. Не ошибемся, если скажем, что обожженный на костре мягкий комочек сырой глины, ставший вдруг твердым и прочным, был первым в истории «искусственным» материалом, сделанным человеком.
Кокос
Кокосовая пальма Cocos nucifera относится к семейству пальмовых. По значению в жизни человека пальмы уступают лишь злакам, а кокосовая попала в десятку важнейших деревьев мира. Специалисты до сих пор спорят о том, где родина кокосовой пальмы: одни ботаники считают таковой тропическую Америку, другие — острова Тихого океана.
Матренины пироги
Святослав Логинов
Весь день бирючи, надрываясь, выкрикивали по площадям и улицам указ, чтобы мочный люд работу бросал и собирался на войну. Дело такое, не мы войной пошли, а на нас. В таком разе дружиной не оборонишься, всем народом отбиваться надо. Обкричали весь город, только Небожью слободу стороной обошли. Народец там живет негодящий, некому оттуда на войну идти...
Парфюмерия древних
Прогулки по истории химии
Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии.