«Химия и Жизнь», Декабрь 2013

В номере:

Комаров С.М.
  Глубокий эконом
После череды кризисов самого конца XX—начала XXI века некоторые экономисты начали высказывать крамольную мысль: это системный кризис, следствие того, что рыночная экономика уперлась в недостаток ресурсов и прекращение роста потребления в развитых странах. Выходом же им видится весьма жесткое и масштабное вмешательство государства в самосогласованную систему рыночной свободы. Так следует из результатов дискуссии по проблемам эффективности использования материалов, которую помогло организовать британское Королевское общество. Вот краткий конспект этой дискуссии.

Бизнес, да и правительство, вовсе не всегда рады попыткам сократить расход энергии и материалов, поскольку они объективно создают серьезные трудности. В рыночную, динамично развивающуюся, экономику не вписывается по определению: предприятие, которое выпускает качественные, долго служащие вещи, в соответствии с принципом Лемона оказывается беззащитным перед конкурентом, выпускающим некачественные, но дешевые товары с большей скоростью оборота. Принцип же этот гласит: конкуренция ухудшает качество товара.

Панюшкин В.В.

Разработка битуминозных песков стала рентабельной в начале двухтысячных, когда цена на нефть поднялась выше 30 долларов за баррель. Но какой ценой нам на самом деле обходится получение черного золота из грязи?

Чернов А.Ю.
Впервые в научном мире возможности создания систем, которые сами себя воспроизводят, исследовал в конце 40-х годов Джон фон Нейман в работе, которую так и назвал: «Теория самовоспроизводящихся автоматов». Самовоспроизводящиеся автоматические системы (САС) — установки, где роботы осуществляют весь процесс от получения первичных материалов до конечного изделия,- могут решить множество проблем современной экономики, но их разработка на начальных этапах представляет определенную сложность.
Фейгин О.О.
Еще в конце прошлого века, дискутируя с многочисленными энтузиастами поиска внеземного разума, выдающийся британский физик Стивен Хокинг заявил, что новый разум надо видеть в искусственном интеллекте Всемирной Сети. Здесь есть над чем задуматься. Сегодня Интернет полон квазиживности, которая вмешивается в жизнь людей, навязывает нам свои решения, а в будущем будет просто диктовать их.
Кузнецова Юлия
Электроцикл остановился у калитки. Снова юный турист на чай прикатил? Ольга Петровна разогнулась над кустами люминики и посмотрела на ездока. Точно, мальчишка, явно только-только получил права. Красные уши-лопухи так и светятся — шлема нет. Ума тоже. Нельзя по Эльде с непокрытой головой гонять, это не Земля, тут солнце другое.  >>
Полупроводниковый полуалкагест
Корнилов М.Ю.

Мы расскажем о жидкостях, точнее, о растворах полупроводников. Эти растворы не имеют полупроводниковых свойств, так зачем они нужны? Чтобы капнуть и испарить, то есть изготовить тонкий слой или крохотное пятнышко в нужном месте микросхемы.

Деев Р.В.
Знаете ли вы, что в нашей стране есть препарат для генной терапии? Этот препарат успешно лечит распространенное возрастное заболевание, он прошел клинические испытания и с 2012 года продается на территории России. И сам препарат — отечественный, причем единственный в своем роде, аналогов в мире нет. Типичная реакция человека, который слышит об этом впервые: «Да ладно, не может такого быть». Не может, но бывает. Рассказать читателям о препарате, получившем название «Неоваскулген», мы попросили кандидата медицинских наук Романа Вадимовича Деева, директора по науке ОАО «Институт стволовых клеток человека».
Эльман А.Р.

В последние 20 лет появились тесты на различные заболевания, похожие на те, что описывают в научно-фантастических романах. Человек выпивает стаканчик сока, потом выдыхает в трубочку и получает заключение врача. Но это не научная фантастика — во многих странах стали почти рутиной тесты со стабильным изотопом углерода 13С. Больному дают выпить раствор препарата, в состав которого входит изотоп 13С, и по содержанию 13СО2 в выдыхаемом воздухе определяют состояние того или иного органа — просто, точно и безопасно.

Фиксаторы
Бобылев Р.А.

В природе фиксация атмосферного азота — важнейший процесс, который осуществляют почвенные микроорганизмы. Они переводят молекулярный азот в биологически доступную форму, и он включается в круговорот растительной биомассы. Многие годы исследователи пытаются найти химические катализаторы, которые хоть немного приближались бы по эффективности к природным.

Уладим с помощью зонта
Бобылев Р.А.

В Монреальском университете Кристин Чхан и ее коллеги синтезировали ротаксаны, способные транспортировать полярные молекулы через липидный бислой клеточной мембраны. Бислой защищает клетку от нежелательных полярных «гостей», но и служит препятствием для лекарственных препаратов, которые нацелены на конкретные мишени внутри клетки. Чтобы понять, по какому механизму работают новые ротаксаны-переносчики, надо представить себе самый обыкновенный зонт…

Никитин М.А.
  Биогенез

Вирусное происхождение отдельных компонентов эукариотической клетки не вызывает сомнения. Так, фермент теломераза происходит от обратной транскриптазы ретровирусов, а часть генетического аппарата митохондрий — ДНК- полимераза, РНК-полимераза и праймаза — от Т-четного бактериофага, встроенного в геном бактериального предка митохондрий. Однако есть и более радикальное мнение о роли вирусов в появлении эукариотической клетки — вирусная теория происхождения ядра.

Новокаледонские вороны прославились тем, что в естественных условиях клювом выкусывают из веточек и листьев крючки и палочки, с помощью которых выковыривают из-под коры личинок насекомых. Обратите внимание — C. moneduloides не просто используют веточку, но и совершенствуют ее форму.  Более того, оказалось, что, если предложить вороне готовый крючок, она его непременно поправит, как будто представляет заранее, какой формы орудие ей нужно. Способности новокаледонских ворон были так новы, неожиданны и впечатляющи, особенно по сравнению с другими врановыми птицами, которые в естественных условиях орудия труда не используют, что их стали сравнивать с шимпанзе — признанным лидером в области технологий среди животных.

Железный век млекопитающих

Млекопитающие, возникшие в триасовом периоде, 180 миллионов лет прожили «незаметными мышками» и только в конце мелового периода вышли на авансцену. Десятки миллионов лет разделяют возникновение покрытосеменных (цветковых) растений и их повсеместное распространение, также начавшееся в середине мелового периода. Распространение покрытосеменных и процветание млекопитающих, безусловно, связаны друг с другом, и ученые разрабатывают разные сценарии взаимодействия.

Пономарев С.Ю.
  Образование
Для того чтобы подготовить к сдаче ЕГЭ по химии, детям нужно «врать» и честно сообщать им об этом, а точнее — объяснить правила этой игры. Первым делом нужно перевести вопрос теста на понятный язык. Потом сообразить, что от тебя хотят услышать — что ученик, с точки зрения авторов ЕГЭ, должен знать, а что нет. Потом найти ответ и перевести его на язык вопроса и в конце аккуратно занести ответ в бланк.
prev_2013_12_54.jpg

Тыква — одно из самых древних культурных растений, ее выращивают уже 9 тысяч лет. После открытия Америки она очень быстро завоевала популярность в Европе, а с XVI столетия известна в России.

О многих других продуктах питания можно узнать в новой книге Натальи Резник «Что мы едим?»

Иванов Юрий
На переход собираться нужно совсем молча, чтоб ни мыслишки единой! Не то учуют палы, нагонят, раздерут на лыко. Маленькие, а злые. Хорошо, если ёлы прибегут на шум — отобьют. Ёлы большие и сильные, палы их побаиваются. А если не успеют ёлы или не услышат, могут палы и насмерть задрать. Так у них заведено — чтоб другие не повадились. Чтоб. Или от обиды, что сами маленькие, — кто знает?  >>
  Прогулки по истории химии
В статье, завершающей в этом году «Прогулки по истории химии», речь пойдет не о мрачном Средневековье. Как когда-то инквизиторы выискивали ересь — отклонения от «единственно правильного» христианства, так в сталинские годы новые инквизиторы выискивали отклонения от другой религии — «единственно правильного марксизма-ленинизма».  >>

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.