«Химия и Жизнь», Апрель 2013

В номере:

Краткая справка о челябинском событии
  Документ

Утром 15 февраля, примерно в 9:20 местного времени, в районе Челябинска (Россия) произошел взрыв вошедшего в атмосферу крупного метеороида. Космическое тело вошло в атмосферу под углом менее 20 градусов к горизонту со скоростью примерно 18—20 км/c. При взаимодействии с атмосферой появилось сильное свечение (явление, называемое болидом).

Предотвращая космические угрозы
  События

Ученые, чиновники, связанные с космосом, и политики обменялись мнениями по поводу трех факторов, угрожающих цивилизации из космоса: падение крупного космического тела, космический мусор и катастрофические вспышки на Солнце. Согласно общему мнению, в настоящий момент человечество не способно бороться ни с одной из этих угроз, однако имеющийся технологический уровень вполне позволяет подготовиться к их отражению.

Взрыв космического гостя, выбивший стекла в Челябинске, показал всем то, что специалисты знают уже много лет: астероидно-кометная опасность реальна. Более того, по мере увеличения плотности населения космические бомбардировки будут приводить ко все более серьезному ущербу. Это же событие развенчало и многие мифы, которые вольно или невольно были созданы специалистами за два десятка лет.
Методы в науке не менее важны, чем результаты, ведь результаты, по сути, определяются методами. Современные технологии «чтения» ДНК — секвенирования, полимеразная цепная реакция (ПЦР), биоинформатика сделали возможными такие исследования, каких четверть века назад не могли вообразить даже фантасты — в повестях Стругацких люди XXII века воспринимают геном как нечто еще более таинственное, чем глубокий космос.  >>
Репортажи с переднего края
  События
Всероссийская зимняя школа "Современная биология & биотехнологии будущего" прошла с 26 января по 3 февраля 2013 года недалеко от города Пущино. Ее задумали и провели образовательная организация "Future biotech" и команда молодых ученых под руководством профессора М.С.Гельфанда.
Воздух полон микробов, в том числе патогенных. Их вдыхают многие, но заболевают не все, а у тех, кто заразился, болезнь протекает по-разному: иногда вяло тлеет десятилетиями, а бывает, что сводит пациента в могилу всего за несколько месяцев. Все сказанное в полной мере относится к туберкулезу.
Вершитель клеточных судеб
Подобно другим патогенным бактериям, возбудитель лепры Mycobacterium leprae со временем приобретает устойчивость к лекарствам. К тому же мы еще мало знаем об этом заболевании, потому что M. leprae трудно изучать: они не растут на искусственных питательных средах и в клеточных культурах. Только мыши и выручают, им прививают лепру, делая инъекции в подушечки лап. В результате всех этих сложностей о ранних стадиях развития инфекции почти ничего не известно.
Никитин М.А.
  Биогенез

В предыдущем номере мы выясняли, каким образом в природе мог происходить отбор «левых» аминокислот и «правых» моносахаридов, в первую очередь рибозы. Теперь переходим к следующему, не менее важному вопросу: почему в состав РНК и ДНК входят именно аденин, гуанин, цитозин и урацил/тимин, а не другие подходящие по размеру гетероциклические азотистые основания?

Молекулярный металлодетектор
Бобылев Р.А.

Химики из Департамента органической химии Индийской ассоциации развития науки во главе с доктором Джиотирмае Даш синтезировали сложное органическое соединение, которое назвали «кликафор». Оно работает как датчик на ионы цинка, кадмия и железа: образует с любым из этих ионов комплекс, который способен флуоресцировать: излучаемый им свет сигнализирует о наличии металла.

Батаева Е.В., Гантман М.Г.
  Образование
Сам заголовок звучит на первый взгляд слишком тенденциозно. Читателям как будто предлагают изначально согласиться с тем, что ЕГЭ по химии — это плохо. Но так ли плоха идея единого экзамена? Можно задать даже более конкретный вопрос: приносит ли ЕГЭ в его нынешнем виде хоть какую-то пользу учителям, школьникам или кому-то еще?
Рогожников С.И.

Мария Склодовская-Кюри - одна из основоположниц учения о радиоактивности. Гораздо меньше людей знают имя другой выдающейся женщины XX века. Речь идет о Лизе Мейтнер (1878—1968), исследования которой открыли атомную эру в истории человечества и позволили освоить неисчерпаемые запасы энергии, скрытые в ядрах атомов. Работы Мейтнер привели к созданию атомной бомбы, а в дальнейшем и атомной энергетики.

Денис Тихий
Блюк аккуратно сошел с дороги в искрящуюся поросль холодняка и посмотрел на мапу. Его родительница, встопорщив горловые протуберанцы, запустила руку в местную звезду. Блюк облизнулся — он любил горячий звездный мед. Лучше мапе не мешать.  >>

Чем знаменит радий? Тем, что он — самое радиоактивное долгоживущее вещество на свете: уровень облучения от одного грамма радия примерно такой же, как от тонны урана.

Морозова С.Г.
После Октябрьской революции Общество продержалось недолго. 8 октября 1918 года президиум ВСНХ принял постановление о расформировании Общества и национализации его имущества. Огромный неприкосновенный капитал, на проценты с которого работало Общество, остался в зарубежных банках, и российская наука лишилась мощной финансовой поддержки. После уничтожения Общества доступ к этим деньгам был закрыт. Так и лежат они на западных счетах до сих пор.    >>
Научная неправда

Розыгрышей по классическим первоапрельским правилам, когда шутник убеждает жертву поверить выдумке, в науке немного, и обычно они не затягиваются. Опубликовать выдумку в научном журнале мало кому удается: потому хорошие журналы и называются рецензируемыми, что у них есть специалисты по отсечению всего сомнительного и недостоверного. Шутнику гораздо проще вбросить выдумку в СМИ, сославшись на выдуманных же экспертов. Большинство таких шуток быстро забывается, однако некоторые начинают жить собственной жизнью, превращаясь в городские легенды или научные игры.

Панченко Григорий

Первоапрельский лось и другие истории.

Родиной кардамона считают Южную Индию. До XIX столетия пряность собирали с дикорастущих деревьев, сейчас их культивируют в Индии, Индостане, Южном Китае и на Шри-Ланке, но первенство по производству кардамона принадлежит Гватемале.  >>