«Химия и Жизнь», Ноябрь 2010

В номере:

Четыре миллиона жизней...
Е. Клещенко
Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2010 года получил Роберт Джеффри Эдвардс (Великобритания), почетный профессор Кембриджского университета, за создание технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО, или IVF — in vitro fertilization). Первая «девочка из пробирки» появилась на свет 25 июля 1978 года, и это чудо было результатом огромной работы, проведенной учеными. Эта технология, позволяющая многим отчаявшимся парам произвести на свет ребенка, продолжает удивлять нас своими успехами.
Физика в тончайшем листе
Полуоткрытая статья
Нобелевскую премию 2010 года по физике получили Андрей Гейм и Константин Новосeлов, за открытие принципиально нового материала — графена.
Универсальный химический инструмент
В.В. Благутина
В этом году Нобелевскую премию по химии наконец получили настоящие химики, а не биохимики, — профессор Ричард Хек (университет Делавера, США), профессор Эйити Нэгиси (университет Пердью, Индиана, США) и профессор Акира Судзуки (университет Хоккайдо, Саппоро, Япония) — «за катализируемые палладием реакции кросс-сочетания». Эти реакции действительно играют очень важную роль в органическом синтезе. Ведь сегодня от химии требуют все более сложные соединения: медикам нужны лекарства от рака и смертельных вирусов, сельскому хозяйству — гербициды и пестициды, микроэлектронике — органические диоды... Для сборки сложных химических молекул необходимы реакции кросс-сочетания — химический инструмент, который позволяет связать углерод с углеродом и шаг за шагом сконструировать практически любую молекулу.
Структурная окраска
Г.Е. Кричевский
До недавнего времени химики считали, что окраска всех материалов, в том числе текстильных, зависит только от присутствия в них красителей и пигментов. Примерно 20 лет назад оказалось, что природа умеет создавать окраску и без специальных окрашенных веществ — только за счет упорядоченных структур очень маленьких размеров. Этот механизм окрашивания, в отличие от «химического», основан только на оптических принципах.
Алмазы во льдах
Эксперимент
Исчезновение гигантских млекопитающих 12,9 тыс. лет назад в Северной Америке было внезапным. Одна из гипотез объясняет это столкновением Земли с космическим телом. Для выяснения истины ученым очень пригодился бы слой с наноалмазами, найденный выше отложений предшествующего оледенения. И нет для такой задачи ничего лучше, чем древний лед.
Душа вкуса
Р. Акасов
Мировой объем производства глутаминовой кислоты — три миллиона тонн в год — во много раз больше, чем какой-либо другой. В 1907 году профессор Токийского университета Икеда установил, что именно глутаминовая кислота отвечает за характерный вкус ламинарии. Вскоре ее начали производить как пищевую добавку, обладающую пятым «элементарным» вкусом — по-японски «умами» («мясной вкус»). Но помимо пищевой помышленности, ее использовали и в психиатрии как стимулирующее средство (она оказалось нейромедиатором). Одно время потребление глутамата считалось вредным. Возник даже термин «синдром китайского ресторана». Дальнейшие исследования, однако, не подтвердили связи этого синдрома с потреблением глутамата. Сейчас эту добавку научились производить биотехнологическим способом, и вовремя — спрос на нее очень быстро растет.
Морские яды
В.В. Благутина
Долгое время главными производителями природных ядовитых веществ считались наземные организмы или растения. Но с развитием водолазной техники множество токсинов нашли в океане. самый известный — тетродотоксин, или яд рыбы фугу, который в 100 раз токсичнее цианида. Вырабатывает его не сама рыба, а бактерии, входящие в состав ее кишечной микрофлоры. В океане же нашли самое ядовитое вещество, известное на настоящий момент, и химикам уже удалось полностью расшифровать его структуру. Впрочем, многие вопросы еще остаются без ответа. Например не очень понятно как защищаются от токсинов те организмы, которые их производят или накапливают.
Мастер и сердце
В.В. Александрин
Первое, что спросил американский кардиохирург, профессор М.Э. Дебейки, прибывший в Москву в 1996 году, чтобы участвовать в качестве консультанта в операции аортокоронарного шунтирования, которую делали Б.Н. Ельцину: «Могу ли я почтить память профессора Демихова?» Кто такой этот Демихов и где он похоронен? Оказалось, что он жив, просто на родине всеми давно забыт. А во всем мире известен как автор того самого аортокоронарного шунтирования. Еще в 1938 году В.П. Демихов, тогда студент-биолог, провел эксперимент с искусственным сердцем. Позже он стал первым в мире экспериментатором, который в опытах на животных пересадил легкое, печень, заменил одно сердце другим, и даже пересадил собаке вторую голову (причем животное ходило и даже кусалось). Его монография по трансплантологии была переиздана в Нью-Йорке, Берлине, Мадриде. Именно у В.П. Демихова учился пересаживать сердце знаменитый Кристиан Барнард...
Вольные сыны всемирного эфира
М.В. Кожевников
Подробный рассказ об истории радиолюбительства, которое возникло еще до Первой мировой войны. Позже, когда появилось официальное радиовещание, станции даже сотрудничали с радиолюбителями — призывали их оценивать дальность и качество приема, и поощряли «рекордсменов» дальности специально изданными карточками. Разумеется, были и радиохулиганы, и радиопираты, причем в Советском Союзе — уже в 1946 году, на десять лет раньше, чем в Западной Европе. А также большое количество радиолюбителей и неформальных объединений «радиослухачей», которые процветают и сейчас. До сих пор, например, активно действует хобби-сообщество наблюдателей за дальними и редкими радиостанциями, возникшее в 1920 году.
Расширенный фенотип
Ричард Докинз
Глава из книги Ричарда Докинза, вышедшей более двадцати лет назад и недавно переведенной на русский язык. Книга — о том, как наш фенотип выходит за рамки одного организма и влияет на окружающую среду (потому и «расширенный»). Понятие фенотипа расширяется, например, в таком мысленном эксперименте. Представим себе (на самом деле это не так, но допустим!), что личинки в популяции ручейников собирают свой домик исключительно из подобранных на дне камешков, причем получаются два вида домиков: белые и черные, и этот признак наследуется. Домики, строго говоря, не часть тела. Но выбор камешков определяется особенностями поведения, а они — генотипом. Тогда цвет домика — это тоже «фенотипический эффект гена». Подобные расширенные фенотипы могут влиять и на приспособленность (паутина, гнезда птиц, плотины бобров), а значит, быть объектом естественного отбора и направлять эволюцию. В общем, книгу Докинза можно рассматривать как заявку на формирование нового раздела в генетике.
Между ушами
Наша книжная полка
Е. Лясота
Книга Л.В. Шильника «Между ушами. Феномен мышления, интуиции и памяти» из серии «Homo incognitus» — о связи физиологии мозга и психики. Книга написана увлекательно, автор умело иллюстрирует рассказ цитатами из художественной литературы, приводит множество малоизвестных сведений из самых разных областей — от поведения муравьев до особенностей «эффекта плацебо», логически переходя от механизмов передачи нервного импульса к философии и истории, от зрительного восприятия к задачам на логику.
Украли перевод
Наша книжная полка
Э. Гельман
Эта публикация — не рецензия на книгу (хотя речь идет о прекрасной книге А. Азимова «Краткая история химии»), а о связанном с ней переводческом плагиате: сейчас продаются (иногда в одном и том же магазине) две «Кратких истории химии», выпущенные разными издательствами и с разными именами переводчиков на титульном листе, но практически с одним и тем же русским текстом...
Кошмар ювелира
М.Ю. Корнилов
Результаты расчета модели Z-нанокольца из гидрированной Z-нанотрубки. При достаточно большом числе элементов кольцо будет представлять собой идеально правильный тор, но при уменьшении их количества отверстие тора становится почти квадратным.
Молекулярные минералы: почему так мало?
Полуоткрытая статья
Минералы с молекулярной кристаллической решеткой (в узлах которой находятся не атомы или ионы, а целые молекулы, связанные между собой слабыми вандерваальсовыми связями) редки, потому что такая решетка непрочна и слишком легко разрушается. Все же они есть. Это, например, лед, ромбическая сера (ее самородки достигают изредка 60 см в размере), каломель (хлорид ртути). Есть и органические минералы кристаллического строения: мочевина, флагстаффит (лекарственное средство), гуанин и другие. Все они отличаются низкими плотностью и твердостью и образуются обычно при низких температурах.
Фисташки
Полуоткрытая статья
Плод фисташки настоящей традиционно причисляют к орехам, но это не так. Он называется костянка, то есть твердая косточка в сочной оболочке (красного цвета), а в середине косточки — вкусное ядрышко. Косточку, очищенную от этой оболочки, и называют орехом. Фисташка — одна из древнейших культур, упомянутая даже в Библии.
Эффект международности
Ринат Газизов
Если б мы знали, что всего через пару часов будем сидеть на полу в эстонском посольстве, то улепетывали бы со всех ног из восточной части города. Имея представление о количестве тротила, которое используют радикальные антиглобалисты, мы бы бежали во всю нашу интернациональную прыть. И уж тем более вряд ли я тогда стал бы рассуждать о том, что такое чудо. Но сейчас мы просто гуляли...
Похвала цветному стеклу
Материалы нашего мира
М. Демина
Нас окружает множество видов стекла. Есть жаростойкое, посуду из которого ставят на огонь. Есть такое прочное, что, вставленное в иллюминатор батискафа, выдерживает давление воды на глубине 11 км. Всего не перечислишь. Но все это разнообразие появилось только в последние 150–200 лет. А вот цветное стекло делают уже давно. В Древнем Риме умели делать из стекла хорошие имитации драгоценных камней и там же изобрели и стеклодувную трубку. На Руси стекло начали делать примерно 900 лет назад. Но как ни странно, самым трудным оказалось сделать прозрачное и ровное оконное стекло - его получили только к середине XIX века.