«Химия и Жизнь», Февраль 2008

В номере:

Глаз и Солнце, или Фотохимия зрения
М.А. Островский
О том что происходит с квантом света, когда он попадает в глаз и о том, что свет несет глазу не только зрительную информацию, но и опасность. Почему?
Три точки генетического кода
Полуоткрытая статья
Наш генетический код — один из многих теоретически возможных. Тем не менее он един для всех обитателей планеты. Более полувека ученые размышляют о том, случайно ли это единство или наш вариант кода имеет какие-то преимущества перед всеми другими.
О пользе холестерина
А.Р. Кудинов, Н.В. Кудинова
Все мы уверены, что холестерин — это зло. Однако, сотни миллионов долларов, отпущенных на исследования, и пятьдесят лет научного поиска лучших лабораторий всего мира не смогли сколько-нибудь убедительно доказать, что ограничение пищевых жиров действительно полезно.
Новое уравнение фотосинтеза
Г.Г. Комиссаров
До сих пор первая световая стадия фотосинтеза остается загадкой. А решение — простое, как и все в природе.
Медленный свет: за фасадом сенсации
Е.Б. Александров, В.С. Запасский
Оценивая историю «медленного света» в целом, надо прежде всего отделить истинные достижения от мнимых. Снижение групповой скорости света на много порядков величины действительно впечатляет. Но принесет ли что-либо практически полезное этот прорыв?
Гемоглобины — белки-многоборцы
О.В. Космачевская, К.Б. Шумаев, А.Ф. Топунов
Предположений о возникновении и начале эволюции гемоглобинов сделано немало. Почти каждый ученый, работающий в этой области, имеет свой взгляд на проблему. Мы приведем один из них.
«Эффекты бабочки» в истории человечества
Л.В. Каабак
Взмахи крыльев бабочек оставили след не только в литературе. Можно сказать без преувеличения, что вся история человечества сложилась бы иначе, не прими в ней участие эти насекомые.
Наука в России и в мире: попытка беспристрастного рассмотрения
Г. Эрлих, Г.В. Лисичкин
Что есть отечественная наука, мировая наука и наука вообще? Договорившись о терминах, мы сможем получить объективное представление о состоянии дел в российской науке, определить узкие места, обсудить, какая наука нам нужна.
Литературные геммы Макса Перутца
Л. Каховский
Наука о гемоглобинах успешно развивается, причем в последнее время интерес исследователей переместился с животного белка на его растительные и бактериальные аналоги. А первопроходцем в этой области был химик и основатель рентгеновской кристаллографии белков Макс Перутц (1914–2002), работавший в английском Кембридже.
Болезнь, о которой забыли
Макс Перутц
Туберкулез не только появился вновь в развитых странах, но и успел выйти из-под контроля. Что стало причиной такой вспышки заболеваний?
История с языком
Из писем в редакцию
Фотография Альберта Эйнштейна с высунутым языком получила широкую известность. Ее можно увидеть на обложках журналов, на плакатах, на майках и рубашках и даже на чашках. Как же появился этот снимок?
Парадокс Мамкина
Козлов Вячеслав
— Не может такого быть! — удивился профессор. — Это что, программа?
— Да, Валентин Дмитриевич, это всего лишь моя разговаривающая программа. Вот только разговаривает она не голосом, а текстом на экране.
— А у меня была полная уверенность, что я переписываюсь с живым человеком. Нет, погодите... но она же задавала вопросы!
— Она просто перефразировала ваши высказывания...
Соль
Непростые ответы на простые вопросы
Сколько сортов соли существует? Зачем нужна йодированная соль? Сколько соли можно есть в сутки?
О бессмертии и изменчивости
Проблемы и методы любви
Е. Котина
Вам не приходило в голову, что амеба в некотором смысле бессмертна? Ведь клетка, когда делится, не умирает, а дает начало точным двум копиям себя.