«Химия и Жизнь», Июнь 2007

В номере:

Игорю Васильевичу посвящается
Память
Полуоткрытая статья
Имя Игоря Васильевича Петрянова-Соколова неразрывно связано с журналом «Химия и жизнь», в котором он был главным редактором с самого начала основания журнала до последних дней своей жизни (до 1996 года). В этом июне ему бы исполнилось 100 лет.
Микробы против нефтяных пятен
В.П. Мурыгина
В длинном списке преступлений человечества против собственной планеты одно из первых мест занимает загрязнение земли и воды нефтепродуктами. Как ни удивительно, сама природа подсказывает нам путь к спасению. Существуют микроорганизмы, которые питаются углеводородами - их-то и можно позвать на помощь.
Химическая краса — углеродная коса
М.Ю. Корнилов
Наверное, каждый человек от мала до велика умеет заплетать косу из трех прядей волос или веревок. А вот углеродные косы из карбиновых нитей, то есть нитевидных молекул углерода, — это нечто новое по своим масштабам.
Следы в чугуне
С.А. Гурулёв
Это не розыгрыш, а факт: чугун повторяет микроструктуру пенопласта, из которого была сделана модель для литья.
Создатели газа
М. Литвинов
Испокон веков микроорганизмы поили нас и кормили, в прошлом столетии начали снабжать лекарствами и уникальными материалами. Теперь пришла очередь энергии. Если все пойдет как надо, водородный реактор с бактериями обеспечит электричеством дом или ферму, повышая при этом в атмосфере не содержание CO2, а влажность.
Водород в кишечнике
Армен Трчунян
В кишечнике человека проживает множество разных бактерий. Есть бактерии и в толстой кишке. В анаэробных условиях, характерных для толстой кишки, бактерии вырабатывают газ — молекулярный водород.
Электрод из кожи бактерий
М.С. Лимаров
Специалисты из американской лаборатории работают с почвенной бактерией Shewanella oneidensis. Это существо интересно тем, что способно переносить электроны, то есть проводить ток.
О собирающих минералы
Б.З. Кантор
Нерукотворная красота минералов — не что иное, как отражение физического совершенства творения природы. Примеры минералов, что хранят в своих коллекциях любители, вы сможете увидеть на фотографиях к этой статье. Поверьте, по красоте они не уступают многим драгоценным камням.
Диагноз — инфекционное ожирение
Медицина
Садовский А.С.
Все знают, как угрожающе быстро растет число людей с лишним весом не только в развитых, но и в развивающихся странах. Причин много, но по выборочной статистике Дуранхара и Аткинсона в 15–30% случаев ожирения может быть вызвано аденовирусом.
О пользе вкусного
Цикл еды
Р.С. Минвалеев
Чем мы руководствуемся при выборе продуктов на обед? Большинство людей дадут один и тот же ответ: вкусом! Что бы нам ни говорили уважаемые диетологи, наши вкусовые рецепторы требуют, чтобы обед был не столько полезным, сколько вкусным.
Правда о колбасе
С. Дорожкин
Сколько мяса в колбасе? Оказывается, колбасу можно выпускать совсем без мяса.
«Неполиткорректный» учебник физики
И.И. Гольдфаин
«Изыскания» о непропорциональном представительстве шотландцев в школьном учебнике физики.
Наука и искусство
Полуоткрытая статья
Сегодня тема нашего виртуального круглого стола — «Наука и искусство». Что общего у этих двух способов познания мира, а в чем различия? Надо ли их преодолевать? И как понимать слова Гюстава Флобера о том, что «наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине»?
В поисках вечности
Полуоткрытая статья
Регулярно повторяющиеся события, в том числе годовой цикл или движение небесных тел, с незапамятных времен привлекали внимание людей. Многие видные ученые Средневековья считали, что если смоделировать вечные и непрестанно повторяющиеся явления природы в доступных человеку условиях, то можно в чем-то уподобиться богам и, возможно, постигнуть тайну бессмертия.
Электрический «вечный двигатель»
В 1799 итальянский физик, химик и физиолог Алессандро Вольта сконструировал первый в истории техники источник электрического тока. Это изобретение вдохновило изобретателей «вечных двигателей»: в вольтовом столбе они увидели неиссякаемый источник энергии.
«Просто суй им в глотки безоар»
Е. Котина
Эпопея Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере произвела сильное впечатление на читающую публику во всем мире, в том числе и на подписчиков «Химии и жизни». Мы уже отвечали на вопрос, что такое безоаровый камень и каковы его свойства. Но не ответили на самый главный вопрос: есть ли хоть какие-то основания считать безоар универсальным противоядием?
Таинственная Волга
Полуоткрытая статья
Все знают, что Волга впадает в Каспийское море. Но есть категория граждан, которые в этом утверждении сомневаются. Это — профессиональные географы.
Этот дождь навсегда
Андрей Марченко
Так получилось, что чужак и осень прибыли в город одновременно. Огромный четырехосный дилижанс, запряженный восьмеркой лошадей, въехал в город в последний час лета. Но пока катил улицами к почтовой станции, лето и закончилось. Вытекло последними крупицами через узенькое горлышко песочных часов. На станции, пока форейтор и кучер поили лошадей, кондуктор обошел дилижанс. Обнаружил сомнительно молодого мужчину, спящего в уголке, чей билет окончился летом...
Огурцы
Непростые ответы на простые вопросы
Мы называем огурец овощем, хотя по ботанической классификации огурец, как и арбуз, вовсе не овощ, а ягода, точнее, ложная ягода. И едим мы эту ягоду незрелой, потому что спелый огурец мы вряд ли возьмем в рот.
Космос — это связь
Кстати о космосе
Данилов П.
Давным-давно люди передавали информацию на большие расстояния с помощью крика, барабана, трубы или дыма костра. Теперь над нашей планетой висят спутники, обеспечивающие связь. Но так ли они безвредны, как нас уверяют?

…ИИ, пишущий по заданию текст или рисующий картинку, выделяет в сотни раз меньше диоксида углерода, чем люди, выполняющие те же задачи… …дальний ультрафиолет (222 нм), безобидный для человека, обезвреживает в помещении больше 99% ...