«Химия и Жизнь», Май 2002

Новое топливо из природного газа
Технологии
Новое топливо из природного газа
Розовский А.Я.
Цены на нефть растут, а ее запасы рано или поздно иссякнут. Из чего человечество будет делать моторные топлива? У российских ученых уже есть ответ.
Знать и уметь — разные вещи
Знать и уметь — разные вещи
Швейкин Г.П.
«Создается впечатление, что в России много людей, которые знают, но очень мало тех, кто умеет».
Геном геловека: новые горизонты
Геном геловека: новые горизонты
Свердлов Е.Д.
Куда шагнет биология после расшифровки генома, какие новые возможности мы используем в первую очередь? На эту тему размышляет академик РАН Е.Д.Свердлов.
Гиганты генетики: неизбежность непризнания
Гиганты генетики: неизбежность непризнания
Голубовский М.Д.
История науки ХХ-го века (века не только атома, но может быть, в первую очередь генетики) подтвердила: именно Менделю и Мак-Клинток современная генетика обязана в общем-то всем. Во всяком случае, самым главным.
Канцерогены: ничего, кроме правды
Канцерогены: ничего, кроме правды
Обзор химических веществ и других факторов, канцерогенность которых для человека доказана.
Обыкновенная история гаги обыкновенной
Обыкновенная история гаги обыкновенной
Горяшко А.
Мы не знаем точно, когда человек открыл для себя уникальные свойства гагачьего пуха. Но именно с этого момента жизнь гаги начала подвергаться наибольшей опасности.
Праздник жизни у жерла подводного вулкана
Химия жизни
Праздник жизни у жерла подводного вулкана
Раменский Е.В.
Как можно существовать без солнечного света, при температуре, близкой к 400 С, под гнетом чудовищного давления, в сильнокислой среде, насыщенной токсичными тяжелыми металлами? Но и в таких условиях кто-то живет.
Вулканы через призму виноделия
Вулканы через призму виноделия
Синегрибов В.А.
Недавно мне пришлось заняться фумарольными газами - смесью паров воды, некоторых агрессивных газов и солей металлов, которые выходят из вулканов. И тут же оказалось, что в специальной литературе без переводчика не разобраться: язык как иностранный. И "переводчик" ("Справочник по вулканологии") непрост: чуть ли не каждому понятию дает по нескольку объяснений. Вот тогда я стал искать модель, на которой можно было отследить интересующие меня процессы. И кажется, нашел. И захотел поделиться находкой с ближними, может, еще кому пригодится.
«Папа, загрызи физиолога!»
«Папа, загрызи физиолога!»
Горзев Б.А.
Только в России есть памятник подопытной псине — жертве науки.
Школа в наше время
Школа в наше время
Гайнер М.Л., Ашкинази Л.А.
Что происходит с нашей системой образования, как можно ее улучшить? На эти волнующие всех вопросы пытаются ответить преподаватели ФМШ МГИЭМ.
Менделеев — судебный эксперт
Менделеев — судебный эксперт
Русакова М.Ю.
«Из всех признаков, отличающих гениальность... два, кажется, являются наиболее показательными: это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли». Химик Л.Чугаев.
Химия в глубоком тылу
Химия в глубоком тылу
Терентьва Е.А.
О профессоре химического факультета Александре Петровиче Терентьеве и о его деятельности во время Великой Отечественной рассказывает его дочь.
Полет на бране
Полет на бране
Можем ли мы, существа, живущие в четырехмерном пространстве-времени, почувствовать пятое измерение? По теории академика Валерия Анатольевича Рубакова, о нем можно судить по косвенным признакам.
Летящие в пустоту
Летящие в пустоту
Каганов Л.
Штрихи к портрету И.В.Петрянова
Память
Штрихи к портрету И.В.Петрянова
Засухина-Петрянова Г.Д.
Игорь Васильевич Петрянов-Соколов — выдающийся физикохимик, академик АН СССР. Но для «Химии и жизни» Игорь Васильевич был прежде всего Главным. Тридцать два года — треть века — на каждом номере нашего журнала значилось: «Главный редактор И.В.Петрянов-Соколов».
Пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae)
Жертва науки
Закрытая статья
Пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae)
Об обыкновенных и в то же время удивительных дрожжах, с помощью которых поднимается и тесто, и наука.

…ИИ, пишущий по заданию текст или рисующий картинку, выделяет в сотни раз меньше диоксида углерода, чем люди, выполняющие те же задачи… …дальний ультрафиолет (222 нм), безобидный для человека, обезвреживает в помещении больше 99% ...