12.09.2018 18:00:00

Сотрудники геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова провели исследования арктического кратера на полуострове Ямал, выяснили причину его образования и открыли новое геологическое явление, ранее известное только для ледяных планет и планетоидов.

2018_09 Воронка на Ямале.png

Изображение 1. Аэрофотография воронке, образовавшейся на Ямале в 2014 году // Источник: Scientific Reports

Сотрудники геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова провели комплексное исследования арктического кратера на полуострове Ямал, выяснили причину его образования и открыли новое геологическое явление, ранее известное только для ледяных планет и планетоидов. Результаты работы учёных 10 сентября были опубликованы в престижном научном журнале Scientific Reports.

Первая загадочная воронка, образованная взрывом газа на Ямале, была обнаружена летом 2014 года и вызвала интерес учёных. Эта воронка располагалась вдали от известных месторождений природного газа и точная причина её образования была непонятна. Новое и слабоизученное явление могло представлять опасность для местного населения и магистральных коммуникаций.

«Необычный размер и форма Ямальского кратера сразу породила множество гипотез, включая самые фантастические. На полуострове Ямал активно осваиваются газовые месторождения, и такие явления несут угрозу. Поэтому необходимо было установить природу кратера и понять, насколько это явление связано с освоением Арктики или глобальным изменением климата, — рассказывает профессор кафедры геохимии МГУ Андрей Бычков. — Для нашего коллектива объяснить новое природное явление оказалось серьезным вызовом. Решить подобную задачу возможно только объединением разных специалистов МГУ, а не только геокриологов. Применение разных методов привело к одному выводу: Ямальский кратер — новое явление природы, которое мы решили назвать криовулканизмом по аналогии с термином, принятым в планетологии. Это означает, что Арктика изучена еще недостаточно и, возможно, готовит еще сюрпризы».

В ходе комплексной геокриологической экспедиции сотрудники геологического факультета МГУ изучили признаки промерзания таликовых вод, структурные особенности подземного льда, содержание и распределение газовой составляющей мерзлых пород, а также провели геохимический анализ минеральной компоненты и талой воды. На основе полученных данных исследователи решили, что воронка образовалась в результате накопления газа в талике — непромерзающим слоем земли в области вечной мерзлоты. Химический и изотопный анализы газа показали, что образовался он биогенным путём, то есть в результате жизнедеятельности микроорганизмов.

Образованию воронок обычно предшествует появление бугров высотой от двух до пяти метров. Внутри бугра под слоем вечной мерзлоты зажат газ, который в результате гидростатического давления, возникающего из-за замерзания и оттаивания льда вечной мерзлоты, взрывается. После взрыва взрыва образуется кратер. Один из последних случаев образования кратера был зафиксирован 28 июня 2017 года вблизи села Сеяха на полуострове Ямал. Взрыв газа, который наблюдали местные жители, образовал в земле воронку глубиной с девятиэтажный дом.

Ранее команда геологов МГУ проследила по космическим снимкам процесс формирования таких воронок и выявила признаки, по которым можно находить потенциально опасные места, где вскоре могут возникнуть такие воронки.

Источник: Пресс-служба МГУ

2018_09 - Тонкорукая чесночница.jpg

Фотография типового образца Leptobrachium tenasserimense со спинной и брюшной сторон // Источник: Parinya Pawangkhanant, Nikolay A. Poyarkov et al. A new species of Leptobrachium (Anura, Megophryidae) from western Thailand.PeerJ (2018) 6:e5584

Сотрудник кафедры зоологии позвоночных МГУ имени М.В. Ломоносова в ходе международной экспедиции нашёл и описал новый вид тонконогих чесночниц. Вид назвали Leptobrachium tenasserimense, и пока его обнаружили лишь в горах Таиланда. Учёные предполагают, что эта чесночница может обитать и в сопредельном районе Мьянмы. Исследование проходило в рамках проекта «Ноев ковчег», поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ). Пойманные в ходе экспедиций лягушки поступили в коллекцию Зоологического музея МГУ, пополнив фонды Депозитария живых систем «Ноев ковчег».Результаты работы опубликованы 31 июля в журнале PeerJ.

Рогатые чесночницы — как лягушки и жабы — семейство, принадлежащее отряду бесхвостных амфибий. Обитают они в тропических лесах Юго-Восточной Азии и отличаются мастерством камуфляжа. Окраска и текстура поверхностм спины делают этих амфибий неотличимыми от опавших листьев, коры деревьев или камней. Тонкорукие чесночницы (лат. Leptobrachium) в свою очередь — немногочисленный род семейства рогатых чесночниц, включавший до недавнего времени 35 видов.

Во время научной экспедиции в горные районы Таиланда (провинции Ратчабури и Канчанабури) поймали на высоте 700-1000 м над уровнем моря несколько тонкоруких чесночниц, внешне похожих на Leptobrachium chapaense. Однако молекулярно-генетический анализ показал, что найденные животные принадлежат отдельному виду, который отличается от всех ныне известных.

Морфологические признаки пойманных тонкоруких чесночниц тоже отличаются от других лептобрахиумов: длина тела у самцов составляет 41,4-58,8 мм и 54,7-58,6 мм у самок, бедренные железы выделены хорошо заметными белыми пятнами, радужка двухцветная, верхняя часть тела ярко-голубого цвета. Характерная черта обнаруженного вида отсутствие на верхней губе ряда шипов, которым снабжены похожие родственники.

«Наше открытие подтвердило выдвинутое ранее предположение, что северная часть Тенассрима (региона на границе южного Таиланда и Бирмы) играла ключевую роль в формировании разнообразия герпетофауны Юго-Восточной Азии, служа своеобразным "мостом" между Индокитаем и Зондской сушей, — рассказал Николай Поярков, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ и сотрудник Российско-Вьетнамского тропического центра. — Несомненно, труднодоступные горные районы Тенассерима скрывают еще множество неизвестных науке видов земноводных и пресмыкающихся».

Другое открытие команды герпетологов под руководством Николая Пояркова также подтверждает гипотезу о ключевой роли севера Тенассрима кайнозойском обмене фаунами между современными Сундаландом и Индокитаем. Так, недавно учёные открыли новый для науки род узкоротов (лат. Microhylidae), другого семейства земноводных, обитающих в тропических регионах планеты.

Герпетологи поймали в центральной и северной частях Вьетнама и на севере Таиланда несколько скрытных миниатюрных амфибий. По результатам филогенетического анализа, учёные пришли к выводу, что находки представляют собой три разных вида, которые не родственны ни одному из известных родов узкоротов. Таким образом, герпетологи открыли сразу три новых вида и описали новый род амфибий, который получил имя Vietnamophryne.

В открытии нового вида тонкоруких чесночниц принимали участие сотрудники Университета Пхаяу (Таиланд) и  Вьетнамской академии наук и технологий.

Источник: пресс-служба МГУ.

...возможно, на Марсе есть подледное озеро жидкой воды шириной 20 км («Science», 2018, 361, 6401, 490—493, doi: 10.1126/science.aar7268)...

...создана база данных ABIN всех опубликованных наблюдений спутников астероидов — эти данные необходимы для моделирования динамики Солнечной системы («Астрономический вестник», 2018, 52, 3, 260—266, http://www.sai.msu.ru/neb/nss/indexr.htm и http://nsdb.imcce.fr/obspos/)...

...абсолютно неблагоприятные по климату территории в России практически исчезают («Известия РАН. Серия географическая», 2018, 3, 37—46)...

...редактирование геномов с помощью CRISPR-Cas9 может вызывать обширные делеции и геномные перестройки, затрагивающие многие тысячи нуклеотидов и потенциально патогенные («Nature Biotechnology», 2018, doi: 10.1038/nbt.4192, полный текст)...

...проведено картирование магнитных частиц в человеческом мозгу, возможно отвечающих за магниточувствительность; этими частицами обогащены мозжечок и ствол мозга («Scientific Reports», 2018; 8, 11363, doi: 10.1038/s41598-018-29766-z, полный текст)...

...при гравитационной разгрузке оптические иллюзии становятся сильнее, вероятно, из-за снижения уровня активации левого полушария и компенсаторного увеличения активности правого («Журнал высшей нервной деятельности», 2018, 68, 3, 313—326)...

...люди, страдающие ожирением, не только тяжелее болеют гриппом, но и дольше распространяют инфекцию («The Journal of Infectious Diseases», 2018; doi: 10.1093/infdis/jiy370, полный текст)...

...предложен принципиально новый метод оценки запаха, основанный на способности собак устанавливать связь между сигналами разных модальностей, в частности, они могут отождествлять запах с абстрактным визуальным символом («Сенсорные системы», 2018, 32, 2, 145—153)...

...гугл-очки с функцией распознавания эмоций по выражению лица снижают проявления аутизма у детей («Digital Medicine», 2018; 1, 32, doi: 10.1038/s41746-018-0035-3, полый текст)...

...в Вайоминге, США, найдены фрагменты скелета ноги зауропода, самой крупной на сегодняшний день (PeerJ, 2018, 6, e5250, doi: 10.7717/peerj.5250, полный текст)...

...в геномах пигмеев индонезийского острова Флорес нет следов происхождения от миниатюрных древних гоминин Homo floresiensis, известных как «флоресские хоббиты» («Science», 2018, 361, 6401, 511—516, doi: 10.1126/science.aar8486)...

...эфиры ортофталевой кислоты, более известные как продукты химический промышленности, загрязнители окружающей среды, подавляют способность фитопатогенов, которые вызывают болезни картофеля, образовывать биопленки («Доклады Академии наук», 2018, 480, 3, 381—383)…

...ветеринарная стоматология, в частности удаление молочных и проблемных зубов у лошадей, зародилась в монгольских степях около 1150 года до н.э. («Proceedings of the National Academy of Sciences USA», 2018, 201721189, doi: 10.1073/pnas.1721189115)...

...по результатам раскопок 2012—2014 гг. собора Преображения в Твери восстановлен пространственный облик этого первого каменного храма, построенного после монгольского нашествия; полученные данные свидетельствуют, что здесь была продолжена линия Владимиро-Суздальского зодчества («Российская археология», 2018, 2, 148—161)...

...в Москве в 2000-е годы снизилась численность птиц, кормящихся пищевыми отходами, в частности потому, что люди стали выбрасывать мусор в контейнеры в целлофановых пакетах («Зоологический журнал», 2018, 97, 6, 701—711)...

...предложен новый общий фундаментальный принцип перемещения биоматериалов в полых органах, учитывающий локальную миогенную регуляцию, которая возникает из-за присутствия в таких органах гладкомышечных волокон и немышечных клеточных аналогов («Акустический журнал», 2018, 64, 3, 389—392, полный текст)...

pic_2018_07_63.jpg
Художник Эрхард Диетл

Паук, распустив паутину, способен улететь за тысячи километров и подняться в небо на 4 километра. Многие биологи, да и не только они, наблюдали феномены паучьего перелета, особенно в разгар бабьего лета. Но однозначно ответить на вопрос, какая сила несет это маленькое бескрылое существо навстречу приключениям, никто не может почти двести лет — с тех пор как Чарльз Дарвин наблюдал с борта знаменитого «Бигля» сотни пауков, летающих над открытом морем в штиль.

Самая очевидная гипотеза — это их ветер гонит, надувая паутинный парус, — не выдерживает критики, ведь полеты случаются и в безветренную погоду, и в дождь. Шелковая нить разматывается из паука со скоростью, гораздо больше скорости ветра, а взлетает он со слишком большим ускорением. Похоже на электрическое явление, но никто пока что не собрался изучить связь паука с электричеством. Этот промах исправили Эрика Морли и Дэниэл Роберт из Бристольского университета («Current Biology», 2018, 28,1–7; doi: 10.1016/j.cub.2018.05.057).

Атмосферное электричество переменчиво. В ясный день его градиент исчисляется десятками вольт на метр, а в туман увеличивается в тысячи раз. Деревья служат сильными концентраторами напряжения. Так, если градиент поля составляет в среднем 1 кВ/м, то в десяти метрах над 35-метровым деревом он будет 2 кВ/м, а у острых иголок или выступах на листьях — десятки киловольт. Именно с таких выступов и стартуют пауки, несомые парусом из диэлектрической, то есть способной накапливать заряд, нити.

В ходе опытов паука помещали в сосуд, в котором создавали поля с киловольтными градиентами. Паук имел возможность вскарабкаться на стартовую площадку для полета. И действительно, при включенном поле он гораздо чаще поднимался вверх и распускал паутину, нежели при выключенном поле. Получается, паук не только чувствует атмосферное поле, но и может его использовать, причем тремя способами: оно может давать ему прогноз погоды; вызывать желание совершить полет и само по себе или совместно с ветром, служить и движущей силой полета. В общем, отмечают авторы, для понимания миграции пауков, клещей, насекомых, пыльцы растений, спор грибов и прочих мелких объектов нужно внимательно следить за атмосферным электричеством.

pic_2018_07_62.jpg
Художник Владимир Юранек

Ответ на вопрос, заданный в заголовке, искали орнитологи во главе с Мартином Найфеллером из Базельского университета («Science of Nature», 2018, 105: 47; doi: 10.1007/s00114-018-1571-z, полный текст). Правда, не для всех птиц, а для тех, что уничтожают вредителей садов и огородов — поедают любых членистоногих и в любом виде. Исследователи перелопатили горы литературы и по крупицам собрали самые разные оценки. Например, сколько насекомоядных птиц живет в том или ином лесу, степи, пустыне. Сколько там живет насекомых. Сколько съедает за год одна птица и сколько она весит. Если для какого-то места данных было маловато, на помощь приходила математика — расчет, сколько энергии нужно птице, чтобы выжить и обзавестись потомством, а потом его вырастить.

Оказалось, что больше всего насекомоядных птиц в тропическом лесу — на один гектар их приходится два десятка. В лесах средней полосы птиц в два раза меньше, аналогично – в тропических саваннах и средиземноморских колючих зарослях. Ну а меньше всего таких птиц в пустыне — 1,75 на гектар. Зато пустынные птицы самые тяжелые — в среднем весят более 150 граммов. На втором месте птицы столь же редко населенной арктической тундры — 65 граммов. А птицы средней полосы самые маленькие — 27 граммов. Однако едят насекомых они отнюдь не пропорционально своему весу. Так, птицы средней полосы съедают в год 44 кг насекомых на одном гектаре, а тропические – отнюдь не ожидаемые 88 кг, но 112. Самыми прожорливыми оказались птицы с возделанных земель — 21 кг с гектара, а плотность птичьего населения там в семь раз меньше, чем в тропиках. Удивительно, но тяжелые обитатели тундры и пустыни едят почти в три раза меньше, чем тропические птицы — 4 кг с гектара при популяции в десять раз меньшей. Всего же суммарный вес насекомоядных птиц планеты составил 4 млн тонн. И за год они съедают 400 млн тонн насекомых,

Много это или мало? Люди за год съедают столько же: около 400 млн тонн мяса и рыбы. Лидерами среди насекомоядных оказались пауки — более 600 млн тонн в год; за ними следуют муравьи, съедающие в год 550 млн тон насекомых. Если оценивать количество энергии, которое потребляют птицы, то окажется, что примерно столько же расходует один-единственный мегаполис вроде Нью-Йорка на обеспечение нужд живущих в нем людей (из сопоставления этих чисел следует важная мысль: энергия поглощаемой людьми еды, то есть дающей физическое выживание, составляет- ничтожную часть той энергии, что идет на обеспечение их комфорта). В общем, птицы съедают 0,15% полного производства энергии биосферой суши, которое оценивают в 1,781021 Дж в год. Совсем немного, тем более что сначала эту энергию уже потребили сами насекомые, прежде чем стали кормом.

Это исследование попутно позволило рассеять один устойчивый миф — о влиянии птиц на урожайность. Оказалось, что бороться с вредителями полей они в состоянии только на тропических плантациях, и вообще 70% насекомых съедают лесные птицы. В умеренных широтах плотность птичьего населения, несмотря на прожорливость, слишком мала для того, чтобы они могли контролировать численность вредителей.

27.08.2018 10:00:00

Сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ в составе международной коллаборации обнаружили в скелете морской губки отряда Poecilosclerida хитиновую основу. Трехмерные хитиновые матрицы, выделяемые из морских губок, находят все более широкое применение, а том числе и в клеточной инженерии, а также при изучении стволовых клеток и хрящевой ткани.

2018_08 Губки.jpg

Морская губка Aplysina archeri, Карибское море, глубина 20м. Автор фото – Вячеслав Иваненко.

Сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международной коллаборации учёных обнаружили в скелете морской губки отряда Poecilosclerida хитиновую основу. Трехмерные хитиновые матрицы, выделяемые из морских губок, находят все более широкое применение, а том числе и в клеточной инженерии, а также при изучении стволовых клеток и хрящевой ткани. Результататы работы опубликованы в престижном научном журнале Marine Drugs.

Внимание ученых, занимающихся морской фармацевтикой, биотехнологиями и биоматериаловедением в последнее время приковано к морским беспозвоночным – губкам (тип Porifera). Морские губки относятся к многоклеточным организмам, возникшим на нашей планете еще в докембрийский период, которые выжили и  мало изменились за более чем 600 миллионов лет. Возможно эволюционная консервативность этих организмов обусловлена уникальными механизмами биохимической защиты.

На сегодняшний день достоверно установлено, что трехмерные пористые скелеты многих губок имеют хитиновую основу. Хитин — структурный полисахарид, встречающийся у грибов, моллюсков, червей, ракообразных и других членистоногих. Однако хитин также и лакомый источник углерода для морских бактерий. Исследования показали, что некоторые губки, такие как веронгиидные (отряд Verongiida: класс Demospongiae), достигающие в высоту более одного метра (см. фото), сумели выработать механизм синтеза биологически активных веществ — производных бромотирозинов, образуемых специфическими клетками, защищающими хитиновый скелет от микроорганизмов. Производные бромотирозинов известны своими антибактериальными, антивирусными, цитотоксичными и противовоспалительными свойствами.

Губки производят до 20 разновидностей бромотирозинов одновременно, что, возможно, и позволило им сохраниться в течение сотен миллионов лет.  Исследование, проведенное под руководством профессора Германа Эрлиха, показало способность производного бромотирозина, известного как Aeroplysinin, проявлять и антиметастазную активность. Таким образом, морские губки, культивирование которых удалось наладить пока только в Черногории, обладают большим  потенциалом для современного биоматериаловедения и морской фармацевтики. Цена одного миллиграмма противоракового производного бромотирозина сегодня достигает нескольких сотен евро. Таким образом, губки представляют собой новый, восполняемый ресурс как биоматериалов (трехмерных хитиновых матриц), так и высокоэффективных биологически активных соединений (производных бромотирозинов). Можно ожидать, что фармацевтика со временем сможет перейти на безотходное производство производных бромотирозинов на основе именно морских губок.

«Опубликованная статья – одна из цикла опубликованных и сданных в печать работ. Биоматериаловедение и фармацевтика на основе морских беспозвоночных – бурно развивающиеся междисциплинарные научные направление. Эти исследования требуют привлечения современной приборной базы, а также участия морских биологов, умеющих работать с необычными животными. При соблюдении этих условий возможности для поисковых исследований могут оказаться почти безграничными», — прокомментировал открытие один из авторов исследования Вячеслав Иваненко, ведущий научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ.

В исследовании принимали участие сотрудники Познаньского технического университета (Польша), Университета короля Абдул-Азиза (Саудовская Аравия), Университета Суэцкого канала (Египет), Лейбницкого института полимерных исследований в Дрездене (Германия), Института океанологии имени П.П. Широва РАН (Москва), Дрезденского технического университета (Германия) и Технического университета "Фрайбергская горная академия" (Германия).

16.08.2018 10:00:00

В этом году Европейское физическое общество (EPS) совместно с РАН учредило свою высшую награду и назвало её в честь выпускника и профессора Физтеха Владилена Летохова (EPS Vladilen Letokhov award). Премия будет присваиваться учёным за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.

Летохов.jpg

В этом году Европейское физическое общество (EPS) совместно с РАН учредило свою высшую награду и назвало её в честь выпускника и профессора Физтеха Владилена Летохова (EPS Vladilen Letokhov award). Премия будет присваиваться учёным за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом. Это признание выдающегося вклада Владилена Летохова в развитие лазерной физики, в частности спектроскопии атомов и молекул, лазерной манипуляции атомами и изучение процессов в сильных полях.

Впервые премия будет присуждена в апреле 2019 года на 13-й Европейской конференции по атомам, молекулам и фотонам во Флоренции, Италия. Далее награждение будет проходить каждый нечётный год. Приз состоит из медали, сертификата и денежной премии, которая в настоящее время установлена в размере 5000 евро. В настоящее время это единственная международная награда за рубежом, названная в честь имени российского учёного.

Владилен Летохов — советский и российский физик-теоретик, пионер лазерной физики, в частности — метода лазерного охлаждения атомов. Доктор физико-математических наук (1970), профессор. Автор более 850 статей и 15 монографий, наиболее цитируемый советский учёный во всех областях науки за период 1973—1988 годов. Окончил МФТИ в 1963 году и поступил в аспирантуру ФИАН, где работал с 1963 по 1970 год. В 1970 году перешёл в Институт спектроскопии АН СССР, руководил отделом лазерной спектроскопии, занимал должность заместителя директора. Одновременно с 1972 года являлся профессором МФТИ.

Пионерские работы профессора Летохова были отмечены в этом году при присуждении Институту спектроскопии РАН (ИСАН) знака отличия Европейского физического общества — EPS Historic Site. В институте установлена памятная доска, на которой указано, что в этом месте группа молодых исследователей под руководством Владилена Летохова выполнила первые в мире эксперименты по лазерному захвату и охлаждению атомов. Это привело к созданию новых направлений в физике. Также ученые провели пионерские эксперименты по лазерному разделению изотопов с использованием методов селективного лазерного возбуждения атомов и молекул, что привело к созданию новой области лазерной химии.

13.08.2018 14:00:00

Студент физического факультета и сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3, которая относится к редкому классу ультракомпактных карликов. Результаты работы были опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Доклад на эту тему будет представлен на Генеральной ассамблее Международного астрономического союза, которая пройдет в Вене с 20 по 31 августа.

Рисунок 1. Антон Афанасьев.jpg
Рисунок 1: Оптическое изображение гигантской эллиптической галактики NGC 1399 и ее спутника UCD3. Левая панель врезки: изображение UCD3 в оранжевом фильтре, полученное на космическом телескопе имени Хаббла. Правая панель врезки: изображение UCD3 в инфракрасном диапазоне, полученное на спектрографе SINFONI. Источник: NASA/STScI/ESO/Afanasiev et al.

Галактика Fornax UCD3 — часть скопления галактик в созвездии Печь (Fornax). Fornax UCD3 относится к весьма редкому и необычному классу ультракомпактных карликов (UCD). Масса таких карликовых галактик составляет несколько десятков миллионов масс Солнца, а их радиус, как правило, не превышает трехсот световых лет. Из-за такого соотношения массы и размера концентрация звезд в ультракомпактных карликах одна из самых больших во Вселенной.

«Мы открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3. Масса черной дыры составляет 3,5 миллиона солнечных масс, почти как в Млечном Пути», — рассказал Антон Афанасьев, первый автор статьи, студент кафедры астрофизики и звездной астрономии отдела астрономии физического факультета МГУ.

В ходе исследования ученые использовали данные инфракрасного спектрографа интегрального поля SINFONI, который установлен на одном из телескопов VLT в Чили. Обработав полученный спектр излучения, авторы установили зависимость дисперсии скоростей звезд от радиуса в галактике Fornax UCD3. Дисперсия скоростей — это показатель, который демонстрирует, насколько в среднем видимые скорости звезд отличаются от среднего значения. В присутствии массивного объекта, такого как черная дыра, звезды под действием гравитации этого объекта начинают двигаться быстрее, причем в произвольных направлениях. Это приводит к тому, что их средняя скорость не увеличивается, а вот дисперсия сильно растет. В данной галактике ученые наблюдали как раз такое явление: дисперсия скоростей звезд в центре настолько велика, что кроме как присутствием массивной черной дыры ее ничем не получается объяснить.

Затем ученые сравнили полученную зависимость скорости и дисперсии с динамическими моделями, построенными в предположении той или иной массы центральной черной дыры. В результате авторы выяснили, что наилучшим образом с наблюдениями согласуется модель, которая предполагает массу черной дыры в 3,5 миллиона солнечных масс. Ученые также рассмотрели возможность отсутствия черной дыры, но она была исключена со статистической значимостью в три сигмы (99,7%).

Открытая авторами черная дыра всего четвертая, обнаруженная в ультракомпактных карликах, и ее масса составляет 4% от полной массы галактики. В обычных галактиках это отношение существенно меньше (около 0,3%). Несмотря на маленькое количество примеров, наличие массивных черных дыр в ультракомпактных карликах считается сильным аргументом в пользу приливного происхождения этих галактик. Согласно этой гипотезе, обычная галактика нормальных размеров в какой-то период своей эволюции прошла слишком близко от другой, более крупной и массивной галактики. В результате близкого прохождения из-за воздействия приливных сил UCD3 потеряла большую часть звезд, находившихся на периферии, и от нее осталось только компактное ядро.

«Чтобы однозначно утверждать о правильности этой гипотезы, необходимо открыть больше сверхмассивных черных дыр в ультракомпактных карликах. Это является одной из перспектив этой работы. Кроме того, схожую методику можно применить к похожим на ультракомпактных карликов, но более массивным и менее плотным компактным эллиптическим галактикам. В одной из следующих работ мы как раз проведем исследование популяции центральных черных дыр в таких объектах», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Европейской южной обсерватории (Германия и Чили), Института астрономии Общества Макса Планка, Потсдамского астрофизического института (Германия), Университета штата Мичиган, Университета штата Калифорния в Сан-Хосе, Техасского университета A&M, Университета Юты, Калифорнийского университета (США), Австралийской астрономической обсерватории, Университета Маккуори, Университета Квинсленда (Австралия) и из Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

06.08.2018 10:00:00

...всемирно известная горилла Коко, владевшая языком жестов ASL, скончалась во сне в возрасте 46 лет (https://www.koko.org/gorilla-foundation-sad-announce-passing-our-beloved-koko)...

...журнал «Science» вводит дозированный доступ к новостям и аналитическим статьям на своем сайте — если вы не член Американской ассоциации содействия развитию науки и хотите видеть более десяти материалов в месяц, вам придется заплатить полтора доллара («Science», 2018, http://www.sciencemag.org/news/2018/06/news-science-introduces-metered-paywall)...

...скоро будут созданы абсолютно прозрачные солнечные батареи, использующие энергию ультрафиолетового и инфракрасного света, но пропускающие видимый свет во всем диапазоне; их можно будет вставлять в окна вместо стекол («Science», 2018, 360, 6396, 1386, doi: 10.1126/science.360.6396.1386)...

...среди российских мужчин — носителей аллеля uVNTR-3R гена MAOA, — меньше число индивидов с высоким уровнем стресса, считающих себя несчастными и окруженными опасностями, по сравнению с носителями аллеля 4R; среди американских мужчин таких различий не выявлено («Генетика», 2018, 54, 5, 556—562 http://vigg.ru/genetika/)...

...у тех, кто свободно обращается с практически любым предложенным текстом, и тех, кто к этому неспособен, выявлены различия в активации некоторых областей левого полушария при предъявлении квазислов, что, скорее всего, говорит об использовании ими разных стратегий («Физиология человека», 2018, 44, 2, 41—51)...

...если российские психологи не повысят свою статистическую грамотность, то к 2030 году они не смогут адекватно воспринимать исследования зарубежных коллег, публиковаться в международных журналах, участвовать в конференциях («Психологический журнал», 2018, 39, 3, 129—133)...

...ультразвук малой и средней интенсивности может быть использован для получения поверхностных антигенов с разных типов клеток и создания таким образом специфического, остронаправленного иммунитета («Биофизика», 2018, 63, 3, 462—467)...

...математически доказано, что количество такси в Нью-Йорке можно уменьшить на 30—40% с помощью реорганизации работы диспетчерской службы без каких-либо неудобств для пассажиров («Nature», 2018, 557, 534—538, doi: 10.1038/s41586-018-0095-1)...

...робот наливал пиво, а искусственный интеллект оценивал эмоции людей, чтобы определить, не проводя опросы, какая пенная шапка будет наиболее привлекательной («Food Control», 2018, 92, 72—79, doi: 10.1016/j.foodcont.2018.04.037, полный текст в PDF)...

...грибок Ophiocordyceps unilateralis, инфицирующий муравьев, в тропическом климате вызывает у них одни поведенческие изменения, в умеренном другие («Evolution», 2018, doi: 10.1111/evo.13489)...

...постоянное присутствие хемосигнала кошки стимулирует мышей — число овуляций за фиксированный интервал времени растет по сравнению со значением в контрольной группе («Известия РАН. Серия биологическая», 2018, 3, 315—321)...

...домашние животные для волка не только источник корма, но и объект для обучения щенков, подтверждение тому — рост числа нападений и количества убитых за одно нападение овец и телят в летне-осенний период («Экология», 2018, 2, 137—145)...

...медведи, обитающие на территории Центрально-лесного заповедника и прилегающей охранной зоны в Тверской области, любой другой пище предпочитают яблоки (31,1% рациона), затем орехи лещины (19,1%), посевной овес (12,5%), чернику (6,8%), едят насекомых, крупных млекопитающих, но доля животной пищи в их рационе — всего 9% («Зоологический журнал», 2018, 97, 4, 486—502)...

...из образцов плейстоценовых многолетнемерзлых отложений Колымской низменности впервые выделены живые почвенные нематоды Panagrolaimus aff. detritophagus и Plectus aff. parvus, длительность естественной криоконсервации которых — 30—40 тыс. лет («Доклады Академии наук», 2018, 480, 2, 253—255)...

...как показало изучение копролитов, ископаемые собаки Borophagus parvus, жившие 5 млн лет назад, разгрызали кости травоядных животных намного крупнее себя, а значит, скорее всего, охотились стаями (eLife 2018;7:e34773, doi: 10.7554/eLife.34773, полный текст)...

...хотя ярко раскрашенные тропические лягушки хорошо видны вблизи, на большом расстоянии яркие пятна сливаются, образуя идеальный камуфляж («Proceedings of the National Academy of Sciences USA», 2018, 201800826; doi: 10.1073/pnas.1800826115)...

30.07.2018 10:00:00

Группа китайских исследователей выяснила, какой уровень риска общество считает приемлемым для роботов-автомобилей.

pic_2018_06_63.jpg
Художник Марко Де Ангелес

У робота-автомобиля есть несколько преимуществ. С одной стороны, он дарит свободное время людям, которые подолгу ездят на личном транспорте: поручив вождение автопилоту, можно спокойно читать, думать или работать на компьютере. С другой стороны, возникает экономия как людских ресурсов, так и парковочных мест в городе — робот­автомобиль трудится без простоев, разве что на зарядку батарей. Более того, надежная система таких роботов способна практически вытеснить личный автомобиль из обращения.

Однако с роботами не все ладно, и главная проблема связана с безопасностью. Случившиеся в первой половине 2018 года аварии с участием роботов, которые еще только проходят испытания, показали, что вера в их зоркие глаза и железные нервы была чрезмерной, а неучет трех законов роботехники Айзека Азимова — серьезное упущение конструкторов. В конце концов, именно с нарушением этих законов связано первое убийство велосипедистки роботом компании «Тесла»: робот ее заметил, однако не счел нужными останавливаться. А ведь сказано у классика, что робот не должен допустить нанесения вреда человеку. И это еще не проявились риски, связанные со злонамеренными кибератаками на мозги роботов. Последствия же могут быть печальны — от проведения кровавых терактов до полноценных диверсий вроде блокирования автомобильного движения в городе.

Поскольку невозможно создать технику, застрахованную от любых несчастных случаев, интересно выяснить, какой уровень риска общество сочтет приемлемым. Ответ на этот вопрос искала группа китайских исследователей во главе с Лю Пэном из Тяньцзиньского университета. Они опрашивали жителей своего города, предлагая оценить различные уровни аварийности по шкале «неприемлемо», «терпимо» и «приемлемо» (агентство «NewsWise», 30 мая 2018 года). Сейчас смертность на дорогах мира составляет 17 человек на 100 тысяч жителей. Так вот, оказалось, что от роботов люди ожидают существенного ее снижения — в 350 раз! То есть примерно до одной жертвы на миллион человек. Это соответствует уровню опасности поездов или самолетов.

В принципе сторонники роботов-автомобилей не раз утверждали, что роботы не совершат человеческих ошибок, которые приводят к 95% дорожных происшествий. Однако вряд ли они предполагали, что общество предъявит столь суровые требования к их любимцам. Зато теперь изготовители и законодатели знают, на что им нужно ориентироваться при доведении до совершенства автомобилей будущего, да и прочей движущейся робототехники.

12.09.2018 18:00:00