Елочные игрушки

Завод, где каждый день Новый год
Сирота И., Дорожкин С.
(«ХиЖ», 1985, №12)

s19851257 igr.jpg...С большого стола в столовой убрали скатерть. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал.

Мальчики принесли кожаный чемодан Анны Аполлоновны и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать: листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон. Виктор взялся клеить цепи. Никита — фунтики для конфет, матушка резала бумагу и картон. Дети начали работать молча, дыша носами, вытирая крахмальные руки об одежду...

Вот так в начале века готовили новогодний наряд для елки. Возможно, и сегодня у героев А. Н. Толстого найдутся последователи. Но большинство из нас накануне Нового года все- таки покупают елочные украшения в магазинах, тем более, что выбор большой, а игрушки очень красивы. Наш рассказ о том, как их делают сейчас в Москве.

Когда речь заходит об игрушках, а тем более елочных, у людей непосвященных складывается впечатление легкости, несерьезности этого производства. В действительности технология изготовления елочных украшений требует глубоких специальных знаний, высокой квалификации и самого серьезного отношения. На этом производстве люди либо не задерживаются дольше, чем на два-три года, либо работают всю жизнь. Любовь к красоте и сказке вместе с секретами мастерства нередко переходят из поколения в поколение. Поэтому здесь можно встретить не одну рабочую династию.

Начнем со стеклянных игрушек, а значит — с цеха, где трудятся искусники-стеклодувы. Художники могут сделать из гипса игрушку очень красивой формы. Но появится ли она на нашей елке? Это во многом зависит от стеклодува. Стеклодувов не хватает не только из-за тяжести их труда, но и потому, что в стране нет учебного заведения, где обучали бы этой сложной профессии.

В основном игрушки выдувают вручную из трубок диаметром от 10 до 42 мм (такие трубки называют стекло-дрот). Шары, прожекторы, колокола, верхушки делают свободной выдувкой, манипулируя дыханием и разогретым стеклом. Здесь многое зависит от фантазии и рук мастера. Недаром именно такие игрушки радуют нас легкостью, изяществом и пластикой застывшего стекла. Если же у игрушки сложный рельеф, то разогретую массу стекла на конце дрота, называемую пулькой, помещают в форму и выдувают готовое изделие.

Шишки, виноград, еще кое-какие украшения попроще делают на специальных колбовыдувных автоматах. В карусель вертикально вставляют стекло-дрот. Карусель вращается, и кончик стеклянной трубки последовательно проходит ряд горелок. Пулька сразу попадает в форму, после чего сверху через дрот подают воздух. Карусель продолжает вращаться, изделие отжигается в пламени нескольких горелок, чтобы снять внутреннее напряжение, а затем отрезается от вертикальной части дрота. Если заготовку не отжечь, то через некоторое время, остывая, она может треснуть или рассыпаться.

Казалось бы, почему не заменить всех стеклодувов у этими автоматами? Сколько проблем сразу решилось бы! И сокращение доли ручного труда, и ликвидация дефицита мастеров... Но тогда исчезнет неповторимость изделия, привносимая стеклодувом. Автоматы выдают игрушки с более толстыми стенками, они тяжелее, хуже «играют». А вот горлышки под металлический колпачок у них, наоборот, очень тонкие и хрупкие, часто ломаются. Изготовление елочных игрушек сродни народному промыслу, где механизация не всегда уместна...

Прозрачная стеклянная заготовка — это еще не игрушка. Ее необходимо одеть, украсить, нанести праздничный блеск. Последнюю операцию — «серебрение» проходит основная масса игрушек. Настоящее серебрение на заводе не делают из-за дефицита драгоценного металла — вместо него используют алюминий. Его наносят на стекло в вакуумных установках. Алюминиевая фольга или проволока нагреваются вольфрамовой спиралью до 1400—1500 JC. Металл испаряется и осаждается на наружной поверхности игрушек, образуя плотный блестящий слой. Конечно, игрушки, покрытые настоящим серебром, блестят лучше. Кроме того, с помощью серебросодержащего раствора легко покрывали внутреннюю поверхность изделия. Такое покрытие уже не поцарапаешь, поэтому оно служило дольше. Технология же нанесения алюминия на внутренние поверхности находится пока на стадии разработки.

Но «серебрение» — это не все. Большинство игрушек окрашивают — окунают в емкость с цветным нитролаком или другим красителем. Можно красить и пульверизатором — тогда удается окрасить игрушку сразу в несколько цветов, с плавными переходами. Если же по замыслу игрушка не должна быть цветной — достаточно одного блеска,— то поверхность обязательно покрывают бесцветным лаком, защищающим тонкую алюминиевую пленку от повреждений.

Окрашенные игрушки сушат теплым воздухом, после чего отправляют на разрисовку. С помощью кисточки или фунтика, различных красок и присыпок (акриловый порошок или измельченная алюминированная лавсановая пленка) разрисовщица завершает рождение чуда, от которого трудно отвести взгляд.

Всем хороши стеклянные игрушки, если бы еще и не бились... Вот некоторые украшения для мини-елочек не бьются — они изготовлены из полиэтилена и полистирола. Пробовали полимерные материалы и для больших шаров, но вскоре отказались от этой затеи. Нет в таких игрушках легкости и ажурности. К тому же, с точки зрения технологии, они неудачны: лак сползает, покрытие получается непрочным, плохо ложатся красители.

Иное дело — гирлянды, дождь и прочая мишура. Для их изготовления Московский завод елочных украшений первым использовал пленку толщиной от 12 до 70 микрон. Сначала ее алюминируют в вакуумных установках, как и стеклянные игрушки, затем окрашивают с одной стороны цветным нитролаком и сушат. Потом пленку режут на полоски- заготовки, на которых уже нарезают бахрому. Делают это на обычных швейных машинках, где вместо челночной коробки приспособили специальный нож. Полученные заготовки завивают на машинах собственной конструкции. Устройство их напоминает токарный станок без блока резцов. В патрон вставляют спицу полутора- двухметровой длины, на нее обычной бельевой прищепкой крепят полоску с бахромой. Включают мотор, разогретая электрическим током спица вращается, а на нее накручивается пленка. Через несколько секунд блестящая лента превращается в упругую пушистую гусеницу, так хорошо украшающую елку и новогодние костюмы.

К сожалению, украшения из пленки не отличаются разнообразием — нет художника, умеющего работать с этим современным материалом. Нет на заводе и специалиста-химика, хотя с химией здесь связано все, и решение некоторых технологических задач требует специальных знаний. Например, нужны новые рецептуры для составления красителей, усовершенствования в технологии окраски пленки, которая может электризоваться и слипаться. Да мало ли проблем возникает там, где делают игрушки 330 наименований — от крохотных, для мини-елочек, до громадных, для главной елки страны, и ежегодно осваивают по 30 новых изделий. В наступающем I986 году Московскому заводу елочных украшений исполняется 50 лет. Но можно считать, что завод приближается уже к 150 веку новой эры — ведь в его цеха Новый год приходит каждый рабочий день.

Еще по теме

Уже по крайней мере полвека ни один химик ни в одной химической лаборатории мира не пользуется стеклянной ретортой — традиционным символом химии. Но стекло было и остается основным материалом, из которого изготовляется лабораторная посуда. >>
В прошлом номере мы совершили маленькое путешествие в стеклодувную мастерскую. Если вы, уважаемые читатели, заинтересовались стеклодувным искусством и захотели научиться работать со стеклом, вы сможете прочесть в следующих номерах журнала заметки с подробным описанием основных стеклодувных операций. Но прежде чем начать наши занятия, надо обзавестись необходимым оборудованием. >>

После того, как вы прочли предыдущий номер журнала, прошел месяц. За это время в уголке вашей лаборатории появился самодельный стеклодувный столик, и вы готовы сесть за него и начать работать. Однако на первом занятии вам пока еще не придется пользоваться стеклодувной горелкой, потому что прежде всего надо познакомиться с сортами стекла и научиться резать стеклянные трубки.

>>
Для того чтобы сделать капилляр, надо взять не очень широкую трубочку (миллиметров шесть—восемь в диаметре) и нагреть ее середину точно так, как мы рассказывали в прошлый раз. Но теперь, как только вы заметите, что стекло размягчилось, надо сразу же согласованными движениями рук вынуть трубочку из пламени (не прекращая, однако, ни на секунду вращать ее все в том же направлении и все с той же скоростью) и начать спокойно тянуть ее концы в разные стороны. Размягченная середина трубочки вытянется при этом в тонкий капилляр. >>
Проще всего научиться продувать отверстия в круглом дне. Для этого сначала надо сделать, как обычно, заготовку, отпаять одну из оттяжек, выбрать лишнее стекло, выровнять дно легким поддуванием и после этого снова нагреть его до рабочей температуры. >>
Изготовление спаев. >>
Научившись делать простой и тройниковый спаи, о которых говорилось в предыдущем номере журнала, вы уже можете считать себя достаточно умелым мастером — во всяком случае, достаточно умелым, чтобы обеспечить себя основной стеклодувной продукцией — капиллярами, пробирками, стаканчиками и т. д. Но будет еще лучше, если, кроме того, вы научитесь делать так называемый «внутренний» спай. >>
Как выдувать шарик. >>