Перекошенный рынок

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2018, №9)

pic_2018_09_70.jpg

Художник Домье

«Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов, – пишет в своей новой книге «Rents: How Marketing Causes Inequality» Геррит де Геест, профессор международного и сравнительного права в Сент-Луисском Университете Вашингтона (агентство «NewsWise», 31 августа 2018 года). – С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности». Вот несколько примеров. Возьмем картридж для чернильного принтера. В производстве он стоит не дороже трех долларов. Однако конструкция принтера такова, что можно купить картридж только его изготовителя, а он стоит тридцать долларов. Этот явление называется «эффектом лезвия бритвы», поскольку метод придумали в компании «Жиллетт»: она первой выпустила станки для бритья, которые совместимы только с фирменными лезвиями. Удивительным образом такая, в сущности, монополизация рынка не входит в противоречие с антимонопольным законодательством. Другой пример – рынок лекарств. Если на полке рядом стоит один и тот же препарат за 3 и за 9 долларов, никто в здравом уме не купит более дрогой. Но вот на его этикетке немного изменили название, поместили изображение торговой марки крупного изготовителя. Несведущий потребитель купит дорогой продукт, предполагая, что у него более высокая надежность, хотя это может быть и не так. Казалось бы, маркетологи должны улучшать рынки, помогая каждому покупателю найти подходящий ему товар. На практике же они запутывают покупателя, делая цену совершенно непрозрачной, смешивают разные категории покупателей, настоятельно предлагая небогатому покупателю брать дорогие вещи и предотвращают торговые войны. То есть вступают в картельный сговор.

По оценкам де Гееста, такая практика начала появляться в 70-х годах, и тогда доход от маркетинговых приемов доходил до 20%. Сейчас же он превышает 35% от всего объема экономики США. Другими словами, цены на треть выше, чем могли быть на рынке с честной конкуренцией. Самое же главное в том, что этот монопольный доход идет отнюдь не рабочим. Их зарплата учтена в себестоимости продукции, а маркетинговый доход оказывается в прибыли и отправляется в карманы инвесторов, число которых чрезвычайно мало. Все это порождает серьезное имущественное неравенство в обществе.

Разные разности

08.07.2019 16:00:00

...необходимы новые оценки значимости научных журналов, более широкие и прозрачные, чем импакт-фактор...

...деградацию полиэтиленового и полистиролового мусора в море ускоряет специализированное сообщество бактерий...

...смертность африканских слонов от браконьерства снизилась с 10% в 2011 году до менее 4% в 2017-м, вероятно, из-за запрета на торговлю слоновой костью в Китае...

>>
28.06.2019 14:00:00

Доктор Аниш Бхува из Лондонского университетского колледжа решила проследить за изменениями системы кровоснабжения у тех, кто впервые решил пробежать лондонский марафон.

>>
26.06.2019 16:00:00

Оказывается, к закону сохранения можно подойти творчески и получить нечто из видимого ничто. А именно, высечь искру из физического вакуума. Как это сделать — придумали физики из Старклайдского университета.

>>
03.06.2019 17:00:00

...найдена первая экзопланета размером с Землю на расстоянии 53 световых лет от нашей Земли...

...проведено крупнейшее до сих пор исследование здоровья трансгендерных людей...

...если мышей поместить в систему из трех клеток, одну они будут использовать как туалет, а другую — как спальню...


>>
29.05.2019 16:00:00

Мешает ли поляризованность сотрудников работе? Как лучше: чтобы все в коллективе придерживались сходных политических взглядов или чтобы учились уживаться с «этими»?

>>