Биологи МГУ нашли в Таиланде новую тонкорукую чесночницу

(«ХиЖ», 2018, №)

2018_09 - Тонкорукая чесночница.jpg

Фотография типового образца Leptobrachium tenasserimense со спинной и брюшной сторон // Источник: Parinya Pawangkhanant, Nikolay A. Poyarkov et al. A new species of Leptobrachium (Anura, Megophryidae) from western Thailand.PeerJ (2018) 6:e5584

Сотрудник кафедры зоологии позвоночных МГУ имени М.В. Ломоносова в ходе международной экспедиции нашёл и описал новый вид тонконогих чесночниц. Вид назвали Leptobrachium tenasserimense, и пока его обнаружили лишь в горах Таиланда. Учёные предполагают, что эта чесночница может обитать и в сопредельном районе Мьянмы. Исследование проходило в рамках проекта «Ноев ковчег», поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ). Пойманные в ходе экспедиций лягушки поступили в коллекцию Зоологического музея МГУ, пополнив фонды Депозитария живых систем «Ноев ковчег».Результаты работы опубликованы 31 июля в журнале PeerJ.

Рогатые чесночницы — как лягушки и жабы — семейство, принадлежащее отряду бесхвостных амфибий. Обитают они в тропических лесах Юго-Восточной Азии и отличаются мастерством камуфляжа. Окраска и текстура поверхностм спины делают этих амфибий неотличимыми от опавших листьев, коры деревьев или камней. Тонкорукие чесночницы (лат. Leptobrachium) в свою очередь — немногочисленный род семейства рогатых чесночниц, включавший до недавнего времени 35 видов.

Во время научной экспедиции в горные районы Таиланда (провинции Ратчабури и Канчанабури) поймали на высоте 700-1000 м над уровнем моря несколько тонкоруких чесночниц, внешне похожих на Leptobrachium chapaense. Однако молекулярно-генетический анализ показал, что найденные животные принадлежат отдельному виду, который отличается от всех ныне известных.

Морфологические признаки пойманных тонкоруких чесночниц тоже отличаются от других лептобрахиумов: длина тела у самцов составляет 41,4-58,8 мм и 54,7-58,6 мм у самок, бедренные железы выделены хорошо заметными белыми пятнами, радужка двухцветная, верхняя часть тела ярко-голубого цвета. Характерная черта обнаруженного вида отсутствие на верхней губе ряда шипов, которым снабжены похожие родственники.

«Наше открытие подтвердило выдвинутое ранее предположение, что северная часть Тенассрима (региона на границе южного Таиланда и Бирмы) играла ключевую роль в формировании разнообразия герпетофауны Юго-Восточной Азии, служа своеобразным "мостом" между Индокитаем и Зондской сушей, — рассказал Николай Поярков, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ и сотрудник Российско-Вьетнамского тропического центра. — Несомненно, труднодоступные горные районы Тенассерима скрывают еще множество неизвестных науке видов земноводных и пресмыкающихся».

Другое открытие команды герпетологов под руководством Николая Пояркова также подтверждает гипотезу о ключевой роли севера Тенассрима кайнозойском обмене фаунами между современными Сундаландом и Индокитаем. Так, недавно учёные открыли новый для науки род узкоротов (лат. Microhylidae), другого семейства земноводных, обитающих в тропических регионах планеты.

Герпетологи поймали в центральной и северной частях Вьетнама и на севере Таиланда несколько скрытных миниатюрных амфибий. По результатам филогенетического анализа, учёные пришли к выводу, что находки представляют собой три разных вида, которые не родственны ни одному из известных родов узкоротов. Таким образом, герпетологи открыли сразу три новых вида и описали новый род амфибий, который получил имя Vietnamophryne.

В открытии нового вида тонкоруких чесночниц принимали участие сотрудники Университета Пхаяу (Таиланд) и  Вьетнамской академии наук и технологий.

Источник: пресс-служба МГУ.