Сколько едят птицы?

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2018, №7)

pic_2018_07_62.jpg
Художник Владимир Юранек

Ответ на вопрос, заданный в заголовке, искали орнитологи во главе с Мартином Найфеллером из Базельского университета («Science of Nature», 2018, 105: 47; doi: 10.1007/s00114-018-1571-z, полный текст). Правда, не для всех птиц, а для тех, что уничтожают вредителей садов и огородов — поедают любых членистоногих и в любом виде. Исследователи перелопатили горы литературы и по крупицам собрали самые разные оценки. Например, сколько насекомоядных птиц живет в том или ином лесу, степи, пустыне. Сколько там живет насекомых. Сколько съедает за год одна птица и сколько она весит. Если для какого-то места данных было маловато, на помощь приходила математика — расчет, сколько энергии нужно птице, чтобы выжить и обзавестись потомством, а потом его вырастить.

Оказалось, что больше всего насекомоядных птиц в тропическом лесу — на один гектар их приходится два десятка. В лесах средней полосы птиц в два раза меньше, аналогично – в тропических саваннах и средиземноморских колючих зарослях. Ну а меньше всего таких птиц в пустыне — 1,75 на гектар. Зато пустынные птицы самые тяжелые — в среднем весят более 150 граммов. На втором месте птицы столь же редко населенной арктической тундры — 65 граммов. А птицы средней полосы самые маленькие — 27 граммов. Однако едят насекомых они отнюдь не пропорционально своему весу. Так, птицы средней полосы съедают в год 44 кг насекомых на одном гектаре, а тропические – отнюдь не ожидаемые 88 кг, но 112. Самыми прожорливыми оказались птицы с возделанных земель — 21 кг с гектара, а плотность птичьего населения там в семь раз меньше, чем в тропиках. Удивительно, но тяжелые обитатели тундры и пустыни едят почти в три раза меньше, чем тропические птицы — 4 кг с гектара при популяции в десять раз меньшей. Всего же суммарный вес насекомоядных птиц планеты составил 4 млн тонн. И за год они съедают 400 млн тонн насекомых,

Много это или мало? Люди за год съедают столько же: около 400 млн тонн мяса и рыбы. Лидерами среди насекомоядных оказались пауки — более 600 млн тонн в год; за ними следуют муравьи, съедающие в год 550 млн тон насекомых. Если оценивать количество энергии, которое потребляют птицы, то окажется, что примерно столько же расходует один-единственный мегаполис вроде Нью-Йорка на обеспечение нужд живущих в нем людей (из сопоставления этих чисел следует важная мысль: энергия поглощаемой людьми еды, то есть дающей физическое выживание, составляет- ничтожную часть той энергии, что идет на обеспечение их комфорта). В общем, птицы съедают 0,15% полного производства энергии биосферой суши, которое оценивают в 1,781021 Дж в год. Совсем немного, тем более что сначала эту энергию уже потребили сами насекомые, прежде чем стали кормом.

Это исследование попутно позволило рассеять один устойчивый миф — о влиянии птиц на урожайность. Оказалось, что бороться с вредителями полей они в состоянии только на тропических плантациях, и вообще 70% насекомых съедают лесные птицы. В умеренных широтах плотность птичьего населения, несмотря на прожорливость, слишком мала для того, чтобы они могли контролировать численность вредителей.