Задача для робота-автомобиля

Мотыляев А.
(«ХиЖ», 2018, №6)

pic_2018_06_63.jpg
Художник Марко Де Ангелес

У робота-автомобиля есть несколько преимуществ. С одной стороны, он дарит свободное время людям, которые подолгу ездят на личном транспорте: поручив вождение автопилоту, можно спокойно читать, думать или работать на компьютере. С другой стороны, возникает экономия как людских ресурсов, так и парковочных мест в городе — робот­автомобиль трудится без простоев, разве что на зарядку батарей. Более того, надежная система таких роботов способна практически вытеснить личный автомобиль из обращения.

Однако с роботами не все ладно, и главная проблема связана с безопасностью. Случившиеся в первой половине 2018 года аварии с участием роботов, которые еще только проходят испытания, показали, что вера в их зоркие глаза и железные нервы была чрезмерной, а неучет трех законов роботехники Айзека Азимова — серьезное упущение конструкторов. В конце концов, именно с нарушением этих законов связано первое убийство велосипедистки роботом компании «Тесла»: робот ее заметил, однако не счел нужными останавливаться. А ведь сказано у классика, что робот не должен допустить нанесения вреда человеку. И это еще не проявились риски, связанные со злонамеренными кибератаками на мозги роботов. Последствия же могут быть печальны — от проведения кровавых терактов до полноценных диверсий вроде блокирования автомобильного движения в городе.

Поскольку невозможно создать технику, застрахованную от любых несчастных случаев, интересно выяснить, какой уровень риска общество сочтет приемлемым. Ответ на этот вопрос искала группа китайских исследователей во главе с Лю Пэном из Тяньцзиньского университета. Они опрашивали жителей своего города, предлагая оценить различные уровни аварийности по шкале «неприемлемо», «терпимо» и «приемлемо» (агентство «NewsWise», 30 мая 2018 года). Сейчас смертность на дорогах мира составляет 17 человек на 100 тысяч жителей. Так вот, оказалось, что от роботов люди ожидают существенного ее снижения — в 350 раз! То есть примерно до одной жертвы на миллион человек. Это соответствует уровню опасности поездов или самолетов.

В принципе сторонники роботов-автомобилей не раз утверждали, что роботы не совершат человеческих ошибок, которые приводят к 95% дорожных происшествий. Однако вряд ли они предполагали, что общество предъявит столь суровые требования к их любимцам. Зато теперь изготовители и законодатели знают, на что им нужно ориентироваться при доведении до совершенства автомобилей будущего, да и прочей движущейся робототехники.

Разные разности

16.08.2018 10:00:00

В этом году Европейское физическое общество (EPS) совместно с РАН учредило свою высшую награду и назвало её в честь выпускника и профессора Физтеха Владилена Летохова (EPS Vladilen Letokhov award). Премия будет присваиваться учёным за исключительные достижения в области взаимодействия лазерного излучения с веществом.

>>
13.08.2018 14:00:00

Студент физического факультета и сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3, которая относится к редкому классу ультракомпактных карликов.

>>
06.08.2018 10:00:00

...всемирно известная горилла Коко, владевшая языком жестов ASL, скончалась во сне в возрасте 46 лет...

...скоро будут созданы абсолютно прозрачные солнечные батареи, использующие энергию ультрафиолетового и инфракрасного света, но пропускающие видимый свет во всем диапазоне; их можно будет вставлять в окна вместо стекол...

...робот наливал пиво, а искусственный интеллект оценивал эмоции людей, чтобы определить, не проводя опросы, какая пенная шапка будет наиболее привлекательной...


>>
30.07.2018 10:00:00

Группа китайских исследователей выяснила, какой уровень риска общество считает приемлемым для роботов-автомобилей.

>>
27.07.2018 10:00:00

В конце лета, после того как собран урожай, освободившиеся грядки засевают так называемыми сидератами. Считается, что они улучшают структуру почвы, защищают от сорняков и вообще служат зелеными удобрениями. Это утверждение проверили американские почвоведы из Висконсинского университета. А изучали они поле, где сидератом служила редиска.

>>