Задача для робота-автомобиля

Мотыляев А.
(«ХиЖ», 2018, №6)

pic_2018_06_63.jpg
Художник Марко Де Ангелес

У робота-автомобиля есть несколько преимуществ. С одной стороны, он дарит свободное время людям, которые подолгу ездят на личном транспорте: поручив вождение автопилоту, можно спокойно читать, думать или работать на компьютере. С другой стороны, возникает экономия как людских ресурсов, так и парковочных мест в городе — робот­автомобиль трудится без простоев, разве что на зарядку батарей. Более того, надежная система таких роботов способна практически вытеснить личный автомобиль из обращения.

Однако с роботами не все ладно, и главная проблема связана с безопасностью. Случившиеся в первой половине 2018 года аварии с участием роботов, которые еще только проходят испытания, показали, что вера в их зоркие глаза и железные нервы была чрезмерной, а неучет трех законов роботехники Айзека Азимова — серьезное упущение конструкторов. В конце концов, именно с нарушением этих законов связано первое убийство велосипедистки роботом компании «Тесла»: робот ее заметил, однако не счел нужными останавливаться. А ведь сказано у классика, что робот не должен допустить нанесения вреда человеку. И это еще не проявились риски, связанные со злонамеренными кибератаками на мозги роботов. Последствия же могут быть печальны — от проведения кровавых терактов до полноценных диверсий вроде блокирования автомобильного движения в городе.

Поскольку невозможно создать технику, застрахованную от любых несчастных случаев, интересно выяснить, какой уровень риска общество сочтет приемлемым. Ответ на этот вопрос искала группа китайских исследователей во главе с Лю Пэном из Тяньцзиньского университета. Они опрашивали жителей своего города, предлагая оценить различные уровни аварийности по шкале «неприемлемо», «терпимо» и «приемлемо» (агентство «NewsWise», 30 мая 2018 года). Сейчас смертность на дорогах мира составляет 17 человек на 100 тысяч жителей. Так вот, оказалось, что от роботов люди ожидают существенного ее снижения — в 350 раз! То есть примерно до одной жертвы на миллион человек. Это соответствует уровню опасности поездов или самолетов.

В принципе сторонники роботов-автомобилей не раз утверждали, что роботы не совершат человеческих ошибок, которые приводят к 95% дорожных происшествий. Однако вряд ли они предполагали, что общество предъявит столь суровые требования к их любимцам. Зато теперь изготовители и законодатели знают, на что им нужно ориентироваться при доведении до совершенства автомобилей будущего, да и прочей движущейся робототехники.

Разные разности

03.06.2019 17:00:00

...найдена первая экзопланета размером с Землю на расстоянии 53 световых лет от нашей Земли...

...проведено крупнейшее до сих пор исследование здоровья трансгендерных людей...

...если мышей поместить в систему из трех клеток, одну они будут использовать как туалет, а другую — как спальню...


>>
29.05.2019 16:00:00

Мешает ли поляризованность сотрудников работе? Как лучше: чтобы все в коллективе придерживались сходных политических взглядов или чтобы учились уживаться с «этими»?

>>
22.05.2019 21:00:00

Увлечение велопрогулками в мегаполисах может быть вредным для здоровья по одной простой причине — городской воздух.

>>
08.05.2019 16:00:00

...лунный посадочный аппарат «Берешит» израильской некоммерческой организации SpaceIL вышел на орбиту Земли 21 февраля...

...энергетически заряженная частица, проходящая через достаточно сильное электромагнитное поле в вакууме, должна генерировать черенковское излучение...

...с помощью дрожжевой ферментации удалось получить каннабиноиды, в том числе тетрагидроканнабинол — основной психоактивный компонент конопли...


>>
24.04.2019 17:00:00

Исследователи из медицинских университетов Вены и Граца применили гипноз для лечения синдрома раздраженного кишечника

>>