Пение мыши

Котина Е.
(«ХиЖ», 2018, №2)

pic_2018_02_63.jpg

Художник Л.В.Р.Венкебах

Все говорят об ультразвуковом общении дельфинов: ну как же — загадочные красивые существа, приматы моря, интересно, что у них за язык такой. Менее известно публике ультразвуковое пение мышей. Да и научных исследований не так много, и это странно, учитывая легкую доступность объекта по сравнению с дельфинами.

Ультразвуковая вокализация обыкновенной домовой мыши Mus musculus удивительно сложна, по некоторым характеристикам она напоминает пение птиц, и ее функции до сих пор не до конца понятны. Неясно даже, есть ли принципиальные отличия между ультразвуковыми песнями мыши и мыша: в одних экспериментах получалось, что вроде да, в других — нет. Возникла идея, что различие определяется не тем, кто поет, а тем, кто слушает.

Авторы очередного исследования (PLoS ONE, 2017, 12(12): e0188647,doi: 10.1371/journal.pone.0188647) взяли для эксперимента детенышей диких мышей, пойманных на воле, в семи местах на территории кампуса Института этологии Конрада Лоренца (Вена, Австрия). Другие исследователи чаще использовали лабораторных животных, но мало ли, вдруг мышь, как и соловей, хуже поет в клетке. В эксперименте участвовали 20 самцов и 20 самок. Звуки фиксировали с помощью специального прибора, «слышащего» ультразвук. Оказалось, что пение имеет широкие индивидуальные вариации — количество УЗ-писков варьировало от 4 до 2083 за 10 минут, причем у 60% мышей насчитали менее 50 элементов, а за 500 перевалили единицы. Между полами особого различия найти не удалось, но оба пола вокализировали чаще и тоньше в присутствии особи противоположного пола. (Эту особу предъявляли в клетке, закрытой крышкой со стороны записывающего устройства, чтобы ее собственные звуки не нарушили статистику.) Самцы самцам пищали меньше, чем самкам, зато амплитуда, то есть громкость сигналов, обращенных к своему полу, была несколько выше. (Хотя авторы и допускают, что это артефакт, связанный с положением певца относительно другой мыши и заодно относительно микрофона.)

Что ж, все логично: привлекать звуками интереснее противоположный пол. В дальнейшем авторы собираются подробнее исследовать структуру и репертуар мышиных ультразвуков, возможно, в более натуралистичных условиях.

25.04.2018 10:00:00

Один из самых серьезных факторов риска развития возрастной деменции — вариант ε4 гена APOE. Тем не менее у 53% его носителей деменция так и не развивается, значит, дело в негенетических факторах. Группа американских ученых решила проверить, способен ли противодействовать угасанию умственных способностей позитивный настрой.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00

...китайские ученые успешно клонировали приматов — макак-крабоедов Macaca fascicularis переносом ядра соматической клетки; 79 эмбрионов имплантировали 21 самке, в итоге родились два детеныша, Чжун-Чжун и Хуа-Хуа...

29.03.2018 10:00:00

28.03.2018 10:00:00

Даже далекие от экологии люди в курсе, что с лесами на Земле творится неладное и нужно сажать деревья, пока не стало поздно. Китай взялся за дело энергично: с 2013 года в 26 китайских провинциях восстановлено 27,8 млн гектаров леса. Авторы статьи в свежем номере «Nature Sustainability» сообщают, что успехи уже видны на спутниковых снимках.