Истории из жизни

Черненко М.Б.
(«ХиЖ» 2019, №1)

prev_2019_01_56.jpgПрошлой осенью мы проводили в последний путь нашего учителя, наставника, друга, одного из создателей «Химии и жизни» – Михаила Борисовича Черненко. А сегодня мы начинаем публиковать его воспоминания о жизни, которую он прожил, и о той эпохе, в которую ему довелось жить и творить.

(«ХиЖ» 208, №12)
prev_2018_12_18.jpg

Передовые западные промышленные технологии мы покупали и в советское время. Л.А.Костандов считал, что наши спецы должны на них учиться и расти. В конце семидесятых на Западе появилась красивая технология мембранного электролиза для получения хлора. Это был настоящий прорыв в хлорном производстве, и Л.А.Костандов решил, что эту технологию мы должны купить. Вызвал меня и говорит: «Готовься, поедешь в Японию покупать мембранный процесс».

(«ХиЖ» 2018, №11)

prev_2018_11_30.jpgМы продолжаем публиковать фрагменты из воспоминаний Сергея Викторовича Голубкова (1938—2018), по-настоящему государственного человека, первого заместителя министра химической промышленности СССР в 1977—1992 годах, который курировал разработку твердого ракетного топлива, материалов для космического челнока «Буран», химического оружия и множества других продуктов спецхимии.

(«ХиЖ» 2018, №10)
prev_2018_10_26.jpg

5 мая 2018 года ушел из жизни Сергей Викторович Голубков, первый заместитель министра химической промышленности СССР (1977—1992). Последние два месяца, уже будучи в больнице, он каждый день вместе с главным редактором нашего журнала Любовью Стрельниковой работал над книгой «Пунктир. Истории из моей жизни — на два голоса». Мемуары вышли в сентябре, и мы с радостью опубликуем в нескольких номерах новеллы из этой книги.

Лондер Я.И., Леенсон И.А.
(«ХиЖ» 2018, №10)
prev_2018_10_21.jpg

Работа химика и физика связана с приборами. Причем именно эта, приборная часть нашей работы соприкасалась с обществом, а временами и с политикой, больше, чем наши теоретические изыскания и упражнения. Кандидат физико-математических наук Я.И.Лондер и кандидат химических наук И.А.Леенсон рассказали нам несколько интересных историй из своей многолетней деятельности.

(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2018_09_12.jpg

«Симбиоз мудреца и активно-деятельного человека с чертами наивно-суетного местечкового провинциала. Глубокая внутренняя совестливость и порядочность соседствовали c хитрецой балаганного фокусника», — так академик А.Т.Беляев охарактеризовал Герша Ицковича Будкера, которого все знали как Андрея Михайловича.

Сергей Ястребов
(«ХиЖ» 2018, №8)
prev_2018_08_42.jpg

«Ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции». Эти слова знают, пожалуй, все, кто интересуется современной наукой. Но вот их автор — Феодосий Григорьевич Добржанский — не так уж известен в нашей стране, несмотря на то что он был одним из крупнейших биологов XX века.

Олег Фейгин
(«ХиЖ» 2018, №4)
prev_2018_04_10.jpg

Рассказывая о себе, Стивен Хокинг всегда с гордостью подчеркивал, что родился 8 января 1942 года, ровно через триста лет после смерти величайшего классика физической науки Галилео Галилея. При этом профессор скромно отмечал, что, хотя в тот же год на просторах британской империи появилось на свет еще двести тысяч младенцев, лишь один из них заинтересовался астрономией.

Эрлих Г.В.
(«ХиЖ» 2018, №2)
prev_2018_02_18.jpg

В ноябре ушедшего года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского химика Владимира Николаевича Ипатьева. Мы не раз писали о нем и пишем вновь, поскольку работы и мысли Владимира Николаевича по­-прежнему чрезвычайно актуальны. Вот сегодня, рассуждая о необходимости модернизации отечественной химической промышленности, мы неизбежно вспоминаем Ипатьева, его пионерские работы в области нефтехимического синтеза и катализа. Для тех, кто не знаком с судьбой В.Н.Ипатьева и его работами, эта статья будет откровением: невозможно представить, что один человек мог сделать так много. Тем же, кто хорошо знает труды Ипатьева, эта статья даст еще один повод задуматься о судьбах нашей страны, ее науки и промышленности.

Левицкий М.М.
(«ХиЖ» 2017, №12)
prev_2017_12_20.jpg

Каждодневная работа в лаборатории может показаться скучноватой, тем не менее бывают ситуации, которые запоминаются надолго. Их с удовольствием вспоминают и пересказывают знакомым.