Науки о космосе

Пропавшая туманность
Каневский А.
(«ХиЖ» 2012, №11)

Этим летом астрономы, работающие на чилийском телескопе международной обсерватории Джемини во главе с Карлом Мелисом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, сообщили о пропаже галактического масштаба. У звезды TYC 8241 2652 в созвездии Титана, на расстоянии 460 световых лет от нас, исчез пылевой диск . Почти совсем и почти мгновенно: в 2009 году его яркость упала на треть, в 2010-м — в двадцать раз, и в 2012 году она была уже в тридцать раз меньше исходного уровня. А тот держался стабильным на протяжении десятилетий.

Светится!
Сутоцкая Е.
(«ХиЖ» 2012, №7)
Тусклый, мутный свет первых объектов во Вселенной, возможно, зафиксировал космический телескоп «Спитцер». До сих пор его не удавалось увидеть столь отчетливо. Наверняка среди них есть и бурно растущие звезды, и черные дыры. Вот только лица рассмотреть нельзя, получен коллективный снимок их инфракрасного излучения. Судя по нему, первые обитатели Вселенной, весьма многочисленные, яростно сжигали космическое топливо и были невероятно яркими.
Явление Венеры на Солнце
Ломоносов М.В.
(«ХиЖ» 2012, №6)

Ожидая вступления Венерина на Солнце около сорока минут после предписанного в эфемеридах времени, увидел наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен; однако, не усмотрев никакой черности и думая, что усталый глаз его тому помрачению причиною, отстал от трубы.

Мы живем в золотой период планетарных транзитов
Пасачефф Джей
(«ХиЖ» 2012, №6)

Изучение транзита Венеры может принести немало полезных данных, которые помогут прежде всего исследователям, работающим со станцией «Венера-Экспресс», а также тем, кто ведет поиск экзопланет.

Профессионалы на планеты в телескопы почти не смотрят
Язев С.А.
(«ХиЖ» 2012, №6)

Так наблюдают ли сегодня астрономы-профессионалы прохождение Венеры по диску Солнца? Оказывается, наблюдают, и дело не только в том, что «космонавту нельзя не летать».

(«ХиЖ» 2012, №6)

Солнечная система содержит три больших объекта, которые при наблюдении с Земли способны проходить по солнечному диску. Это наш спутник Луна и внутренние планеты — Меркурий с Венерой.

(«ХиЖ» 2012, №5)
Счет экзопланетам идет на сотни. Более того, как свидетельствует анализ данных прибора HARPS, c помощью которого астрономы Южной Европейской обсерватории изучают планетные системы красных карликов, вероятность найти у такой звезды планету, подобную Земле, да еще в зоне жизни — области, где на ее поверхности может быть жидкая вода, — составляет 41%. А поскольку в Млечном Пути насчитывается 160 млрд. красных карликов, получается, что таких миров может быть очень много.
Марсианская станция на Земле
Хохлов А.В
(«ХиЖ» 2012, №4)

Америка славится большим количеством гражданских организаций, сообществ, фондов и ассоциаций. Есть среди них и те, что своей целью ставят освоение космоса: и массовые, и сравнительно малочисленные. Но сегодня мы поговорим о Марсианском обществе, основанном в августе 1998 года. На учредительный съезд собрались около 700 участников: ученые, инженеры, астронавты, преподаватели, студенты и просто энтузиасты. Сейчас, 14 лет спустя, членами Марсианского общества стали около 4000 человек из 50 стран мира. Президентом общества стал один из его основателей — аэрокосмический инженер, автор книг и статей по освоению Марса Роберт Зубрин.

Закиров В.А.
(«ХиЖ» 2012, №4)

Закись азота, она же оксид диазота, оксид азота (I) или оксонитрид азота(I), известная также как веселящий газ, — неорганическое химическое соединение, молекула которого состоит из двух атомов азота и одного атома кислорода (N2O). Этот бесцветный газ со сладковатым запахом открыл и впервые получил в 1772 году английский священник, химик, философ и общественный деятель Джозеф Пристли. После того как Гемфри Дэви показал, что вдыхание этого газа вызывает беспричинную радость, почти 70 лет в Великобритании устраивали вечеринки с веселящим газом (баллончики для вечеринок можно купить и сейчас).

(«ХиЖ» 2012, №2)
В последнем декабрьском номере журнала «Science» (2011, т. 334, № 6063) перечислены наиболее выдающиеся научные достижения 2011 года. Конечно, ни один рейтинг научных достижений не может считаться судом в последней инстанции. Во-первых, нелегко сравнивать между собой физику и химию, исследования космоса и биологию. Во-вторых, часто бывает так, что сразу несколько исследовательских групп предъявляют весомые достижения в одной и той же «модной» области, и невозможно назвать единственного лидера: ценный вклад вносит каждый из участников гонки. Кроме того, многие хорошие исследования делаются не в один год, да и значимость открытий проверяется временем.

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00