Науки о космосе

Амнуэль П.Р.
(«ХиЖ» 2015, №3)
Продолжая тему фильма «Интерстеллар» (см. «Химию и жизнь», 2015, № 2), мы рассматриваем вопрос, широко обсуждаемый в СМИ и соцсетях: правда ли, что в фильме полно ошибок, или его создатели сумели примирить законы жанра с законами физики? На этот вопрос отвечает астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль.
Послания с Земли
(«ХиЖ» 2014, №12)

Первое послание инопланетянам с Земли предлагал послать еще Карл Фридрих Гаусс: он хотел разместить большие зеркала в форме теоремы Пифагора и направить отраженный от них сигнал на Луну для селенитов. Этот проект осуществить не удалось. Однако идея послания жила не одно столетие и наконец в 1962 году была воплощена в жизнь.

(«ХиЖ» 2014, №12)
С поиском сигналов от инопланетян нам пока не везет. Кроме небезызвестного радиосигнала «Вау» — единственного всплеска излучения, зафиксированного наземными радио- телескопами, которому можно было бы приписать искусственное происхождение, — есть еще только необъясненный парадокс Штромера.
(«ХиЖ» 2014, №12)
Провал программы SETI — поиска радиосигналов от других цивилизаций (см. «Химию и жизнь», 2005, № 12) — заставляет прогрессивное человечество, тоскующее из-за отсутствия диалога с братьями по разуму, с одной стороны, искать какие- то объяснения этому странному молчанию, а с другой — задумываться: может быть, неправильно ищем?
Полет к комете
(«ХиЖ» 2014, №12)

Межпланетная станция «Розетта» отправилась в полет к комете Чурюмова — Герасименко с космодрома Куру во Французской Гвиане 2 марта 2004 года на ракетоносителе «Ариан-5». Целью экспедиции было выйти на орбиту вокруг кометы, посадить на нее спускаемый аппарат, провести прямые исследования кометного вещества и ее строения, а также проследить за изменениями, которые претерпевает это небесное тело во время полета вблизи Солнца.

(«ХиЖ» 2014, №9)
История прорыва
(«ХиЖ» 2014, №6)
Книга существенно отличается от большей части издаваемого с этикеткой «научпоп». Например, утверждением: «Приступая к книге, автор решил не обманывать себя: написать о данном предмете так, чтобы все всё поняли, невозможно, тем более, что и сам он понимает не всё».
Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
Месторождения с небес
Биршерт А.А.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Одна из загадок Земли — образование месторождений тяжелых металлов. Вещество молодой планеты расплавлено, и в нем происходит стратификация — тяжелые элементы собираются в центре, а легкие всплывают наверх. Поэтому, скажем, месторождений железа, меди, никеля вблизи поверхности планеты ожидать вроде бы не следует: все исходное железо, медь, никель, уран и многие другие должны лежать в ядре в виде чистых элементов или в нижних слоях мантии, если речь идет о соединениях — оксидах, сульфидах и так далее, а выше расположены оксиды более легких элементов вроде кремния, алюминия, кальция. Однако месторождения тяжелых металлов вблизи поверхности есть, более того, они хаотично размещены внутри осадочной породы.

(«ХиЖ» 2014, №4)

Наша Земля очень сухая: доля воды на ее поверхности составляет лишь 0,023% от массы планеты. А у внешних планет, лежащих за поясом астероидов, она доходит до 40%. Более того, судя по составу Солнца, в протопланетном диске вода была столь же распространенным веществом, как силикаты, слагающие каменистые планеты. Почему же на внутренних планетах Солнечной системы так сухо? Поиски ответа на этот вопрос ведут в начало времен, когда не было еще ни планет, ни самого Солнца.

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00