Химики о происхождении Луны

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2016, №11)

Новые результаты анализа лунных и земных скальных пород помогли уточнить основную гипотезу образования Луны («Nature», 2016, doi: 10.1038/nature19341).

s 20161118-1 hemoskop.jpg

Содержание нуклида 41К в образцах пород земного и лунного происхождения

В 1975 году Уильям Хартман и Дональд Дэвис разработали гипотезу, согласно которой Луна образовалась миллиарды лет назад в результате столкновения молодой Земли с протопланетой. Гипотетическую протопланету (она, как и Земля, находилась в стадии формирования) назвали Тейя. В соответствии с этой гипотезой гигантского столкновения удар Тейи пришелся почти по касательной. В результате большая часть ее вещества была выброшена на околоземную орбиту, из них собралась прото-Луна, которая впоследствии и стала нашим любимым естественным спутником. Чуть позже гипотезу модифицировали — стали считать, что на образование Луны пошли не только осколки Тейи, но и часть вещества земной мантии.

Гипотеза гигантского столкновения по-прежнему остается основным научным предположением, описывающим образование Луны. Однако увеличение точности измерений изотопного состава в последние два десятилетия позволило выявить некоторые изъяны в существующей модели. Если Луна образовалась главным образом из вещества Тейи, то ее породы должны отличаться по изотопному составу от земных. Однако в 2001 году обнаружили, что и в земных, и в лунных скальных породах содержатся одинаковые количества трех изотопов кислорода, что позволяет говорить о формировании Луны, главным образом, из материала мантии Земли, а не Тейи. Химикам также не удавалось найти различий в изотопном составе полулетучего элемента калия для земных и лунных пород. Поэтому в начале 2000-х годов исследователи предложили сценарий относительно низкого по энергии удара Тейи о Землю, после чего образовалась общая для двух небесных тел силикатная атмосфера, которая успела перемешаться и выровнять концентрации изотопов в обоих небесных телах еще до формирования Луны.

Новые исследования, которые провели Кун Вон из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и Штейн Якобсен из Гарварда, указывают на то, что изотопные составы калия в породах земного и лунного происхождения незначительно различаются. Эти результаты не укладывается в классическую трактовку гипотезы гигантского столкновения, согласно которой Луна в основном сформировалась из осколков Тейи, а компоненты мантии Земли внесли в образование нашего спутника меньший вклад. Кун Вон считает маловероятным и низкоэнергетическое столкновение, подчеркивая, что эффективное смешение элементов прото-Земли и Тейи в любом случае не могло произойти из-за низкой скорости — поднявшаяся в результате столкновения пыль гораздо быстрее просто осела бы на Землю.

С помощью новой высокоточной методики измерения содержания изотопов калия Вон и Якобсен обнаружили, что семь образцов лунного грунта, доставленных на Землю «Аполлонами», содержат больше тяжелых изотопов калия по сравнению с земными образцами. Таким образом, хотя идентичное изотопное распределение кислорода в образцах с Земли и Луны однозначно говорит о смешении Земли и Тейи в результате столкновения, даже незначительные различия в составе калиевых изотопов позволяют предположить механизм этого смешения. По словам Вона и Якобсена, единственный процесс, который мог вызвать такую картину, — столкновение, приведшее к выделению большого количества энергии с последующим избирательным осаждением более тяжелых изотопов калия в формировавшейся Луне. Изотопное распределение калия оказалось существенным аргументом для корректировки астрономической гипотезы.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.