Физика

Федоров П.П.
(«ХиЖ» 2014, №10)

В 2013 году отмечалось 150 лет со дня рождения двух выдающихся ученых — Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) и Георгия (Юрия) Викторовича Вульфа (1863— 1925). Два человека, две неординарные личности, два исследователя жили в одно и то же время, и оба работали в области кристаллографии. Но их подходы к окружающему миру были во многом противоположны, что повлияло и на полученные результаты, и на оценку их деятельности последующими исследователями, и особенно — на эмоциональное восприятие их значимости. Попробуем сравнить их методы работы, результаты деятельности и оценить влияние особенностей мышления на результат.

(«ХиЖ» 2014, №10)

Передать накал той дискуссии, которую вели советские и американские физики, синтезировавшие трансфермиевые элементы, позволяют фрагменты из статьи В.В.Станцо «Скобки в таблице Менделеева. Что за ними?», опубликованной в январском номере журнала «Химия и жизнь» за 1973 год, то есть по горячим следам событий.

Вакулка А.А.
Элементиада (330).jpg

Менделеев, располагая элементы в соответствии с атомными весами, сделал свое открытие, не ведая об истинной природе периодичности. Строение атома и его ядра было установлено намного позже и показало, что периодичность на самом деле связана с зарядом. С тех пор изменилось не только понимание периодичности, но и количество элементов в Периодической системе. Казалось бы, Периодической системе элементов Менделеева не должно быть предела. Так это или нет, пока неизвестно. Можно лишь с уверенностью утверждать, что если предел существует, то он еще не достигнут.

Как собрать искусственный лист
Барановская В.
(«ХиЖ» 2014, №9)
Исследователи Объединенного центра искусственного фотосинтеза (JCAP), созданного в Калифорнии в 2010 году, сделали очередной шаг к созданию «искусственного листа» («Nature», 2014, 510, 22—24, doi: 10.1038/510022a). Они надеются создать работающий прототип до конца 2015 года.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Прошлый 50-летний юбилей ЦЕРНа был отмечен, помимо прочего, выпуском необычной колоды из 54 игральных карт (включая два джокера). На каждой карте — фотография или рисунок и текст, рассказывающий о физике и об истории и деятельности ЦЕРНа. Тексты достаточно простые; они рассчитаны на читателя, имеющего знания в объеме средней школы и читающего научно-популярную литературу. Что же можно узнать, читая свои карты, пока противник размышляет, не зайти ли с бубей?

Константы и реактор в Окло
Вакулка А.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Мысль о том, что многие достижения человеческого гения — это подражание природным явлениям, которые вызывают у пытливого ума желание понять их и воспроизвести, не нова. Однако предположить, что даже у атомного реактора есть природный аналог, трудно. Тем не менее некое его подобие было на Земле, и вполне возможно, что древние реакторы имелись на других планетах.

(«ХиЖ» 2014, №8)
За двадцать с лишним лет, прошедшие после первой иракской кампании США, накопилось немало статистики о влиянии обедненного урана на здоровье, которую заинтересованные стороны толкуют каждая в свою пользу. Причиной дискуссии стал таинственный синдром войны в Персидском заливе, который массово убивает ветеранов этой войны  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

Урана на Земле не так уж мало — по распространенности он на 38-м месте. А больше всего этого элемента в осадочных породах — углистых сланцах и фосфоритах: до 8∙10-3 и 2,5 10-2% соответственно. Всего в земной коре содержится 1014 тонн урана, но главная проблема в том, что он весьма рассеян и не образует мощных месторождений. Промышленное значение имеют примерно 15 минералов урана. Это урановая смолка — ее основой служит оксид четырехвалентного урана, урановая слюдка — различные силикаты, фосфаты и более сложные соединения с ванадием или титаном на основе шестивалентного урана.

Была корона у Гиерона
Цаплев Ю.Б.
(«ХиЖ» 2014, №7)
Как решается знаменитая задача Архимеда? Попробуем свой способ.
Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

28.09.2018 17:30:00

Уже сегодня более двух миллиардов человек во всем мире регулярно употребляют в пищу насекомых. Все знают, что это ценный источник белка, витаминов, минералов и полезных жиров — самое время выяснить, есть ли в них что-то вредное.