Физика

Константы и реактор в Окло
Вакулка А.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Мысль о том, что многие достижения человеческого гения — это подражание природным явлениям, которые вызывают у пытливого ума желание понять их и воспроизвести, не нова. Однако предположить, что даже у атомного реактора есть природный аналог, трудно. Тем не менее некое его подобие было на Земле, и вполне возможно, что древние реакторы имелись на других планетах.

(«ХиЖ» 2014, №8)
За двадцать с лишним лет, прошедшие после первой иракской кампании США, накопилось немало статистики о влиянии обедненного урана на здоровье, которую заинтересованные стороны толкуют каждая в свою пользу. Причиной дискуссии стал таинственный синдром войны в Персидском заливе, который массово убивает ветеранов этой войны  >>
(«ХиЖ» 2014, №8)

Урана на Земле не так уж мало — по распространенности он на 38-м месте. А больше всего этого элемента в осадочных породах — углистых сланцах и фосфоритах: до 8∙10-3 и 2,5 10-2% соответственно. Всего в земной коре содержится 1014 тонн урана, но главная проблема в том, что он весьма рассеян и не образует мощных месторождений. Промышленное значение имеют примерно 15 минералов урана. Это урановая смолка — ее основой служит оксид четырехвалентного урана, урановая слюдка — различные силикаты, фосфаты и более сложные соединения с ванадием или титаном на основе шестивалентного урана.

Была корона у Гиерона
Цаплев Ю.Б.
(«ХиЖ» 2014, №7)
Как решается знаменитая задача Архимеда? Попробуем свой способ.
Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
Рогаткин Д.А.
s20140436 bioresonans2.jpg
Биорезонансная терапия — 280 тысяч ссылок в Интернете, биорезонансная диагностика — 610 тысяч, нечто вегеторезонансное — 165 тысяч. Официальная медицина эти методы не признает, физики, которым мы показывали ссылки, советовали заняться чем-нибудь другим, а менее воспитанные — почитать учебник. В Интернете есть критические статьи: механизм действия неясен, авторы метода ничего внятного не говорят, корректная проверка метода не проводилась.
Колмогоров Алексей
(«ХиЖ» 2014, №4)

Как начать новую техническую революцию и стать нобелевским лауреатом? Один из очевидных способов — найти материал, сверхпроводящий при комнатной температуре. До сих пор ученые приближались к этой мечте, перебирая и модифицируя известные вещества, однако до цели остается еще полторы сотни градусов. Но вот впервые удалось сначала высчитать, что неизвестное ранее вещество может быть сверхпроводником, а потом синтезировать его и убедиться, что расчет был верен. Не исключено, что именно такой, а не эмпирический способ поиска приведет в конце концов к достижению «горячей» сверхпроводимости.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2014, №4)

В марте 2014 года астрофизики, возможно, обнаружили давно разыскиваемый след физического явления, которое более столетия ускользало от них, причем порой буквально из-под носа. Речь идет о гравитационных волнах, точнее, реликтовых волнах, оставшихся от начала Вселенной. Отпечаток едва различим, сам он находится на другом отпечатке — реликтовом излучении, запечатлевшем детали Большого взрыва.

Проверка эффекта Мпембе
Севостьянов В.В.
(«ХиЖ» 2014, №3)

В декабрьском номере за 2006 год мы опубликовали очередное сообщение об эффекте Мпембе, суть которого состоит в том, что горячая жидкость в холодильнике замерзает быстрее, нежели холодная, и предложили читателям провести опыты с разными жидкостями. Вдруг кому-то удастся наблюдать то же, что видел африканский школьник, который в 1963 году именно из горячего молока раньше всех получил мороженое во время выполнения лабораторной работы.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.