Ответ на этот вопрос искали британские ученые из университета Лафборо во главе с профессором Джорджем Хэвнитом (Proceedings of the National Academy of Sciences, 6 июня 2023 года). Для этого они купили человекоподобный манекен с термодатчиками и системой внутреннего нагрева, дули на него ветром, светили на голову мощной лампой, поливали водой, делали голову лысой, помещали на нее волосы разного типа и при этом следили за тепловыми потоками. Результаты показали, что с гладкими и шелковистыми волосами не стать человеку разумным.
Как так вышло? Два миллиона лет назад австралопитек окончательно встал на задние лапы и вышел из леса в степь. Там ему пришлось много бегать, как за зверем, так и от него. В результате занятий легкой атлетикой он потерял шерсть на теле и обзавелся мощной системой отделения пота. Это дало шанс: когда волосатый зверь, перегревшись, вынужден остановиться, к нему подбегает потный, но вполне холодный человек и наносит смертельный удар. Однако оставалась волосатая голова. Там у человека обычно расположен мозг, которым он думает и от работы мозга выделяется тепло. Однако, если тело при энергичной работе выделяет много тепла и требует охлаждения, то у мозга рост нагрузки к заметному росту тепла не ведет, то есть мозг в дополнительном охлаждении не нуждается. А вот переохлаждение головы чревато простудой. За тем и нужны волосы, чтобы голова не мерзла. Однако человек прямоходящий получил дополнительный поток тепла, льющийся прямо на голову. И здесь только два выхода: либо уменьшать мозг, чтобы он выделял меньше тепла, иначе — перегрев, либо ставить теплоизоляцию вокруг головы. Кто-то из архантропов пошел первым путем и вымер, а кто-то — вторым. Блестящий опыт профессора Хэвнитаи показал, что идеально защищает голову от солнечного тепла именно пышная шевелюра курчавых волос.
А раз курчавая шевелюра уменьшила тепловой поток извне, значит, она позволила повысить тепловой поток изнутри. То есть возникла предпосылка к увеличению объема мозга. Тогда получается, что именно шапка густых курчавых волос дала некоему архантропу эволюционное преимущество и возможность стать человеком разумным. Ну а потом, уже после миграции на север, где стоит вопрос не перегрева, а переохлаждения, который решает одежда, надобность в густых кудрях отпала и волосы стали распрямляться, а самые дурные из них бросились стремительно покидать умные головы.
|
Иллюстрация: Аlter Hanel
|