Невероятная наука

Пропавшая туманность
Каневский А.
(«ХиЖ» 2012, №11)

Этим летом астрономы, работающие на чилийском телескопе международной обсерватории Джемини во главе с Карлом Мелисом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, сообщили о пропаже галактического масштаба. У звезды TYC 8241 2652 в созвездии Титана, на расстоянии 460 световых лет от нас, исчез пылевой диск . Почти совсем и почти мгновенно: в 2009 году его яркость упала на треть, в 2010-м — в двадцать раз, и в 2012 году она была уже в тридцать раз меньше исходного уровня. А тот держался стабильным на протяжении десятилетий.

Маркина Н.
(«ХиЖ» 2012, №9)
«Бесконтактная передача приобретенной информации от умирающего субъекта к зарождающемуся. Экспериментальное исследование на крысах» («Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», 2012, т. 153, № 6, с. 788—790). Стоп, какая бесконтактная передача, о чем это? От какого умирающего субъекта? Этого не может быть! Это же журнал Академии медицинских наук, рецензируемый и переводимый на английский язык, а не издание какой-нибудь Академии информатизации... Однако при чтении статьи в это верится с трудом. Так же, как и в то, что исследование проведено в Институте нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН. От схемы эксперимента становится жутковато: крыс обучали, затем убивали, но в момент смерти убиенные делились своей информацией с будущим потомством других крыс, которые в это время спаривались. Готовый сюжет для фантастического триллера...  >>
Термодинамический подход к термодинамикам
(«ХиЖ» 2012, №4)

Попробуем применить к термодинамикам термодинамический подход. Прежде всего составим список термодинамиков — способом, который социологи называют «метод снежного кома»: берем признанного термодинамика и включаем в список всех, кто упоминается в статьях о нем как термодинамик. Поскольку автор — немного физик, обратим внимание на устойчивость результата, то есть слабую зависимость от начальных условий. Так вот, результат устойчив…

О пене напитков
(«ХиЖ» 2011, №12)
«Наклоните бутылку, когда станете ее открывать — тогда поверхность газообмена станет больше, и шампанское не выплеснется пеной», «вы неправильно наливаете шампанское, надо бокал наклонять под сорок пять градусов, тогда не будет много пузырьков», «ну кто же подает шампанское теплым», — подобные реплики часто можно услыхать за новогодним столом. Оказывается, за этими рекомендациями стоит высокая наука о фазовых превращениях, называемая еще физической химией, причем приложениями этой науки к пенным напиткам занимается не один ученый.
Научное сравнение Моцарта и Сальери
Симкин М.В.
(«ХиЖ» 2011, №12)
"Химия и жизнь" не раз писала о Сальери - и о том, что он не совершал убийства, и о его профессиональных качествах (см. 2001, № 7-8).  Но многие по-прежнему верят, что Моцарт был гением, а Сальери завистливой посредственностью и что их музыку нельзя и сравнивать. Чтобы узнать, не иллюзия ли это, я написал тест "Моцарт или Сальери?"
Околомузыкальная история
Чистяков В.А.
(«ХиЖ» 2011, №12)
Санкт-Петербург — самый европейский город нашей страны, а орган — пожалуй, самый европейский музыкальный инструмент. По числу органов на душу населения, как и по другим признакам «европейства», Питер далеко впереди столицы. Самый большой из органов, построенный фирмой «Walcker» в 1903 году, установлен в Санкт-Петербургской академической филармонии. Но в филармонии этот замечательный инструмент находится только с 1931 года, а изначально его установили в актовом зале Повивально-гинекологического института.
Хофман Роалд
(«ХиЖ» 2011, №9)
В одном из кафе района Гринвич-Виллидж каждый месяц Роалд Хофман проводит творческие вечера с участием ученых, музыкантов, поэтов и артистов. Эти вечера пользуются неизменной популярностью у жителей Нью-Йорка. Наверное, там звучат и стихи самого Хофмана, ведь он не только известный химик, но еще и писатель, поэт и философ.  >>
О роли букв в науке и жизни
Бейнфест Б.Я.
(«ХиЖ» 2011, №8)
Н.М.Карамзину принадлежит изречение: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии". Главенствующая роль здесь принадлежит буквам: типография — достижение техническое, буквы — идеологическое. Именно они совершили революцию в развитии цивилизации после пиктографии, идеографии, иероглифики и прочего. Теперь неисчислимое количество понятий выражается не неисчислимым количеством букв, а неисчислимым количеством их комбинаций. Кстати буква "ё" у нас самая молодая - ее изобрел Н.М.Карамзин.
Наука под знаком "Пси"
(«ХиЖ» 2011, №4)
Двадцать девять лет назад вышла основополагающая статья Роберта Джана (декана Инженерной школы Принстонского университета) о пси-эффектах. Джан вместе с коллегами пятнадцать месяцев проводил опыты по мысленному управлению генератором случайных чисел. Результат более тридцати тысяч опытов показал, что оператор мысленно может влиять на результат. В статье рассказывается о том, что сделано с тех пор в этой необычной области исследований.
Пси-игры со временем
(«ХиЖ» 2011, №4)
Возможно ли, чтобы человек запомнил слово раньше, чем начал его учить? Казалось бы, чепуха. Однако именно так получается в экспериментах, которые недавно провел американский психолог Дарел Бем. Для телепатии или телекинеза еще можно предложить какую-то разумную модель, основанную на привычных физических законах, — скажем, мозг генерирует или считывает электромагнитные волны. Но передача информации из будущего в прошлое — совсем уж экстравагантная теория... впрочем в эксперименте вроде так и получается.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.