История

О преобразовании карет и воротников
(«ХиЖ» 2014, №11)

О том, что эволюция техники отнюдь не всегда подчиняется рациональным соображениям, а бывает вызвана влиянием случайных факторов и отбора, как в живой природе, рассуждает знаменитый эволюционист Конрад Лоренц.

Федоров П.П.
(«ХиЖ» 2014, №10)

В 2013 году отмечалось 150 лет со дня рождения двух выдающихся ученых — Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) и Георгия (Юрия) Викторовича Вульфа (1863— 1925). Два человека, две неординарные личности, два исследователя жили в одно и то же время, и оба работали в области кристаллографии. Но их подходы к окружающему миру были во многом противоположны, что повлияло и на полученные результаты, и на оценку их деятельности последующими исследователями, и особенно — на эмоциональное восприятие их значимости. Попробуем сравнить их методы работы, результаты деятельности и оценить влияние особенностей мышления на результат.

(«ХиЖ» 2014, №9)
(«ХиЖ» 2014, №9)
Лучников В.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

В истории довольно часто случалось и так, что ученые сами были облечены властными полномочиями. Вот навскидку несколько имен: математики Лазар Карно и Пьер Симон Лаплас — государственные деятели времен Великой Французской революции и наполеоновской эпохи, шведский король и ботаник Густав VI Адольф, историк Адольф Тьер, подавивший Парижскую коммуну, востоковед Е.М.Примаков, расхлебывавший последствия дефолта 1998 года. Как проявляли себя ученые на не совсем свойственном им поприще? Имеет ли смысл привлекать людей науки к управлению государством иначе, нежели в качестве высококвалифицированных консультантов?
Тумаркин В.И.
(«ХиЖ» 2014, №6)

«ОБД "Мемориал" — это что?.. А-а, я там был, нашел своего деда!» Удивительный эффект эпохи Интернета: сами не помним, как называется то, чем мы пользуемся. А если и помним, то не знаем, как оно создавалось и как работает. К годовщине начала Великой Отечественной войны мы предлагаем читателям рассказ о банке данных, где в свободном доступе находятся сведения о погибших и пропавших без вести воинах (http:// www.obd-memorial.ru).

Трижды настоящий герой
Сляднева А.
(«ХиЖ» 2014, №6)

Каждый май страна празднует День Победы. Пышные торжества, речи, парады, салюты, и забываются ужасы войны, забываются люди, которым мы обязаны. Сегодня, 9 мая, в День Победы, я пишу этот текст, чтобы напомнить тем, кто забыл, и рассказать тем, кому не рассказали, о военных подвигах ученого-генетика, академика Иосифа Абрамовича Рапопорта.

Судьба "Золотого человека"
(«ХиЖ» 2014, №6)
История «Золотого человека» из Фалуна занимает умы исследователей не одно столетие, однако за это время она обросла множеством загадок и мифов, к чему приложили руку и журналисты, и поэты, и популяризаторы науки.
Борьба с официозом
Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Настоящий текст — попытка рецензии очень разносторонней книги историка науки и эволюциониста Ю.В.Чайковского «В круге знания». Она включает 120 статей для различных энциклопедий, часть из которых опубликована впервые. Тематика книги широка — это и некоторые аспекты отечественной истории (персона Александра Невского, Смута, покорение Сибири, династия Романовых и т. п.), и вопросы теории биологической эволюции, и даже немножко политико-социологии в историческом аспекте.

Пономарев А.В.
(«ХиЖ» 2014, №3)
Любому школьнику известно, что электрон открыл Дж.Дж.Томсон. И это считается одной из вех в научной революции конца XIX века. Но история электрона на самом деле началась значительно раньше, еще до рождения Томсона (1856—1940). Как и положено в науке, началась она с вопроса: почему в тонком воздушном зазоре между разомкнутыми контактами электрической цепи проскакивает искра и что изменится, если воздух заменить другим газом или вакуумом?

28.09.2018 17:30:00

Уже сегодня более двух миллиардов человек во всем мире регулярно употребляют в пищу насекомых. Все знают, что это ценный источник белка, витаминов, минералов и полезных жиров — самое время выяснить, есть ли в них что-то вредное.