История

Станислав Лем
(«ХиЖ» 2014, №9)
Лучников В.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

В истории довольно часто случалось и так, что ученые сами были облечены властными полномочиями. Вот навскидку несколько имен: математики Лазар Карно и Пьер Симон Лаплас — государственные деятели времен Великой Французской революции и наполеоновской эпохи, шведский король и ботаник Густав VI Адольф, историк Адольф Тьер, подавивший Парижскую коммуну, востоковед Е.М.Примаков, расхлебывавший последствия дефолта 1998 года. Как проявляли себя ученые на не совсем свойственном им поприще? Имеет ли смысл привлекать людей науки к управлению государством иначе, нежели в качестве высококвалифицированных консультантов?
Тумаркин В.И.
(«ХиЖ» 2014, №6)

«ОБД "Мемориал" — это что?.. А-а, я там был, нашел своего деда!» Удивительный эффект эпохи Интернета: сами не помним, как называется то, чем мы пользуемся. А если и помним, то не знаем, как оно создавалось и как работает. К годовщине начала Великой Отечественной войны мы предлагаем читателям рассказ о банке данных, где в свободном доступе находятся сведения о погибших и пропавших без вести воинах (http:// www.obd-memorial.ru).

Трижды настоящий герой
Сляднева А.
(«ХиЖ» 2014, №6)

Каждый май страна празднует День Победы. Пышные торжества, речи, парады, салюты, и забываются ужасы войны, забываются люди, которым мы обязаны. Сегодня, 9 мая, в День Победы, я пишу этот текст, чтобы напомнить тем, кто забыл, и рассказать тем, кому не рассказали, о военных подвигах ученого-генетика, академика Иосифа Абрамовича Рапопорта.

Судьба "Золотого человека"
(«ХиЖ» 2014, №6)
История «Золотого человека» из Фалуна занимает умы исследователей не одно столетие, однако за это время она обросла множеством загадок и мифов, к чему приложили руку и журналисты, и поэты, и популяризаторы науки.
Борьба с официозом
Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Настоящий текст — попытка рецензии очень разносторонней книги историка науки и эволюциониста Ю.В.Чайковского «В круге знания». Она включает 120 статей для различных энциклопедий, часть из которых опубликована впервые. Тематика книги широка — это и некоторые аспекты отечественной истории (персона Александра Невского, Смута, покорение Сибири, династия Романовых и т. п.), и вопросы теории биологической эволюции, и даже немножко политико-социологии в историческом аспекте.

Пономарев А.В.
(«ХиЖ» 2014, №3)
Любому школьнику известно, что электрон открыл Дж.Дж.Томсон. И это считается одной из вех в научной революции конца XIX века. Но история электрона на самом деле началась значительно раньше, еще до рождения Томсона (1856—1940). Как и положено в науке, началась она с вопроса: почему в тонком воздушном зазоре между разомкнутыми контактами электрической цепи проскакивает искра и что изменится, если воздух заменить другим газом или вакуумом?
Лучников В.А.
(«ХиЖ» 2014, №1)
Конфликт вокруг РАН будоражит научную общественность уже больше полугода, но противостояния ученых с государством случались и в прежние века. Если отвлечься от исторического антуража, то окажется, что те давние коллизии выглядят удивительно современно.
(«ХиЖ» 2013, №11)
Свеча — светильник, удобный в обращении и простой в изготовлении, многие века она верой и правдой служила человеку, освещая его тернистый путь в истории. В наш век электричества и высоких технологий мы тоже зажигаем свечи, чтобы отрешиться от суеты и забот, побыть наедине с собой, ощутить свою причастность к высшей гармонии мира и никогда не прерывающейся связи времен.  >>

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00