История

Клещенко Е.
(«ХиЖ» 2015, №4)

Популяционная генетика, генетическая генеалогия — как всякие модные темы, они обрастают мифами. Так что там на самом деле с «гаплогруппой славян» и «хромосомой Чингисхана»? Давайте разберемся.

(«ХиЖ» 2015, №4)

История пузырькового термоядерного синтеза, он же bubblefusion или sonofusion, полна загадок, нестыковок и трагедий. В околонаучной американской прессе ее даже окрестили «баблгейт».

(«ХиЖ» 2015, №3)
В последние годы размножились гипотетические концепции, пытающиеся охватить и понять совокупность всего, что существует, а именно космос.  >>
Беспартийный большевик
Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №3)
Александр Федорович Котс (1880—1964) посвятил свою жизнь созданию и развитию знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Идеям «профессора-общественника» А.Ф. Котса несказанно повезло — они пришлись ко времени и во многом удовлетворили идеологические потребности советской власти в области биологической науки, ведь дарвинизм — «подлинно научное мировоззрение» — всегда пользовался поддержкой и классиков, и эпигонов марксизма-ленинизма.
Воробьева О.Р.
(«ХиЖ» 2015, №3)

В 1826 году талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский (1782—1841) при участии инженера-химика Василия Васильевича Любарского (1795—1852) впервые в мире разработал технологию получения ковкой платины и тем самым заложил основы порошковой металлургии, а Российская империя стала лидером по переработке платины.

(«ХиЖ» 2015, №2)
s20160264 lem.jpg
В тот самый момент, когда меня расспрашивали о том и о сем, я пребывал в нижнем кембрии, то есть примерно 550 миллионов лет назад, углубившись в данные современной палеонтологии, содержащиеся в книгах двух американцев и целой стопке номеров российского ежемесячника «Природа».  >>
Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №2)

Да, именно покорение, а не «освоение». Потому как сибирские народы в большинстве своем отнюдь не мирно переходили под власть русского царя. Это обстоятельство, хорошо известное при царском режиме, старались обходить и замалчивать в советской литературе. Но, по мнению автора рецензируемой книги, с «общемировой, общечеловеческой точки зрения» завоевание Сибири русскими имело положительное значение хотя бы потому, что прекратило протекавшую здесь ранее «войну всех племен против всех». Не говоря уже про общекультурное и техническое влияние русских, о котором много писали советские историки.

(«ХиЖ» 2015, №1)
В 2000-е годы Станислав Лем регулярно писал для польских изданий короткие заметки на разные темы — о космосе и биологии, об энергетике и политике, о науке и жизни. Мы предполагаем в течение этого года представить вам некоторые из этих заметок.  >>
(«ХиЖ» 2015, №1)
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.
(«ХиЖ» 2014, №12)

08.01.2018 10:00:00

...собственные колебания Земли в диапазоне частот от 0,3 до 4 мГц впервые зарегистрированы в вариациях магнитного поля, измеряемого на ее поверхности («Доклады Академии наук», 2017, 476, 4, 452—455)...

26.12.2017 10:00:00

Есть много шуток о том, кто кого разглядывает в зоопарке, посетители зверей или наоборот. Так или иначе, согласно шведским ученым из университета Лунда, в отделе приматов в зоопарке Фурувик удовольствие явно получают обе стороны, люди передразнивают обезьян, а обезьяны — людей.

26.12.2017 10:00:00

«Что происходит с насекомыми? — пишут в редакцию читатели. — Нам кажется или меньше бабочек вьется над клумбами, чем десять лет назад?» Не кажется, увы. В последнее десятилетие сократились и численность, и разнообразие насекомых.

04.12.2017