История

Станислав Лем
(«ХиЖ» 2015, №2)
В тот самый момент, когда меня расспрашивали о том и о сем, я пребывал в нижнем кембрии, то есть примерно 550 миллионов лет назад, углубившись в данные современной палеонтологии, содержащиеся в книгах двух американцев и целой стопке номеров российского ежемесячника «Природа».  >>
Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2015, №2)

Да, именно покорение, а не «освоение». Потому как сибирские народы в большинстве своем отнюдь не мирно переходили под власть русского царя. Это обстоятельство, хорошо известное при царском режиме, старались обходить и замалчивать в советской литературе. Но, по мнению автора рецензируемой книги, с «общемировой, общечеловеческой точки зрения» завоевание Сибири русскими имело положительное значение хотя бы потому, что прекратило протекавшую здесь ранее «войну всех племен против всех». Не говоря уже про общекультурное и техническое влияние русских, о котором много писали советские историки.

Станислав Лем
(«ХиЖ» 2015, №1)
В 2000-е годы Станислав Лем регулярно писал для польских изданий короткие заметки на разные темы — о космосе и биологии, об энергетике и политике, о науке и жизни. Мы предполагаем в течение этого года представить вам некоторые из этих заметок.  >>
(«ХиЖ» 2015, №1)
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.
(«ХиЖ» 2014, №12)
Воробьева О.В.
(«ХиЖ» 2014, №12)

В конце декабря 1867 года — начале января 1868-го состоялся первый Всероссийский съезд естествоиспытателей и врачей. Члены химического отделения решили ходатайствовать перед правительством об учреждении Русского химического общества. В.В.Марковников, один из участников съезда, при праздновании 25-летия РХО отмечал: «Секция не отличалась многочисленностью представителей. На сохранившейся у меня фотографической группе я нахожу только 19 человек, но они... были твердо убеждены в успехе предпринимаемого ими дела и смело глядели вперед». Кого же мы видим на этой фотографии?

Михайлов К.Г.
(«ХиЖ» 2014, №11)

Главное отличие нового издания — значительно более полная, многосторонняя подборка работ Гёте по биологии. Основной текст книги состоит из трех больших разделов — это сочинения, изданные при жизни автора, неизданные очерки, вместе с черновиками и набросками, и — в качестве приложения — пять вводных статей Рудольфа Штайнера к работам Гёте по естествознанию, написанные в 1880—1890-е годы. Справочный аппарат велик и занимает почти треть общего объема книги. Для первых двух разделов использованы переводы И.М.Гревса (в основном), В.О.Лихтенштадта, С.В.Казачкова и др. Некоторые материалы Гёте, а также статьи Штайнера публикуются на русском языке впервые.

О преобразовании карет и воротников
(«ХиЖ» 2014, №11)

О том, что эволюция техники отнюдь не всегда подчиняется рациональным соображениям, а бывает вызвана влиянием случайных факторов и отбора, как в живой природе, рассуждает знаменитый эволюционист Конрад Лоренц.

Федоров П.П.
(«ХиЖ» 2014, №10)

В 2013 году отмечалось 150 лет со дня рождения двух выдающихся ученых — Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) и Георгия (Юрия) Викторовича Вульфа (1863— 1925). Два человека, две неординарные личности, два исследователя жили в одно и то же время, и оба работали в области кристаллографии. Но их подходы к окружающему миру были во многом противоположны, что повлияло и на полученные результаты, и на оценку их деятельности последующими исследователями, и особенно — на эмоциональное восприятие их значимости. Попробуем сравнить их методы работы, результаты деятельности и оценить влияние особенностей мышления на результат.

(«ХиЖ» 2014, №9)

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00