Науки о Земле

О географии вообще и школьной в частности
Перлов Л.Е.
(«ХиЖ» 2014, №9)

Любая наука отвечает в конечном счете на какой-то свой главный вопрос. Для математики, в самом примитивном виде, это вопрос «сколько?», для истории — «что и когда?». Для географии на протяжении двух тысяч лет такими вопросами были «что и где»? В начале XX века практически все ответы на эти вопросы были получены. Однако к этому времени появился другой, куда более интересный: почему? И тут же выяснилось, что, во-первых, настоящая география только начинается и, во-вторых, что она теснейшим образом связана с прочими областями знания.

(«ХиЖ» 2014, №9)
Пчелам в современном индустриальном мире живется плохо, фактически идет их быстрое вымирание. Так, по данным опубликованного 17 июля 2014 года доклада «Scientists flying to the rescue of bees» французского Национального института сельскохозяйственных исследований (www.inra.fr), в странах Евросоюза ежегодно зимой гибнет от 25 до 40% пчелиных семей. В США — 35%. А еще десять лет назад нормой считалась гибель 10% семей. В общем, понесенные пасечниками потери настолько серьезны, что сейчас в Европе требуется поставить дополнительно более 13 миллионов ульев, иначе опыляемые пчелами растения снижают урожай.
Биоразложение на природе
(«ХиЖ» 2014, №9)
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?
Загадка папиршпата
Кантор Б.З.
(«ХиЖ» 2014, №7)

Кальцит, природный карбонат кальция CaCO3 — один из самых распространенных минералов и чемпион минерального царства по разнообразию внешнего облика. Это качество кальцита связано с его необыкновенной живучестью: он отлично чувствует себя в огромном диапазоне физико-химических условий и поэтому встречается почти в любой геологической обстановке.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага?  >>
(«ХиЖ» 2014, №7)
Жесткий отбор, который действует на наших полях, обработанных средствами защиты культурных растений, уже приводит к пугающим последствиям. Не будем говорить о выкладках противников ГМО и сторонников «органической пищи». Результаты «гонки вооружений» между фермерами и дикой флорой обсуждали специалисты на симпозиуме по борьбе с сорняками, который прошел в рамках ежегодного собрания Американского химического общества в сентябре 2013 года.
Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
Панюшкин В.В.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Общественность, обеспокоенная нарастающими выбросами углекислого газа в атмосферу, как правило, фокусирует свою тревогу на деятельности компаний, которые добывают и перерабатывают сырье, занимаются энергетикой и крупнотоннажным материальным производством. При этом мало кто задумывается об экологичности ноутбуков, смартфонов, планшетов и других гаджетов, полагая, вероятно, что если эти маленькие устройства и могут чем-то загрязнить окружающую среду, то лишь избыточной информацией. Так ли это?

Месторождения с небес
Биршерт А.А.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Одна из загадок Земли — образование месторождений тяжелых металлов. Вещество молодой планеты расплавлено, и в нем происходит стратификация — тяжелые элементы собираются в центре, а легкие всплывают наверх. Поэтому, скажем, месторождений железа, меди, никеля вблизи поверхности планеты ожидать вроде бы не следует: все исходное железо, медь, никель, уран и многие другие должны лежать в ядре в виде чистых элементов или в нижних слоях мантии, если речь идет о соединениях — оксидах, сульфидах и так далее, а выше расположены оксиды более легких элементов вроде кремния, алюминия, кальция. Однако месторождения тяжелых металлов вблизи поверхности есть, более того, они хаотично размещены внутри осадочной породы.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2014, №4)

В марте 2014 года астрофизики, возможно, обнаружили давно разыскиваемый след физического явления, которое более столетия ускользало от них, причем порой буквально из-под носа. Речь идет о гравитационных волнах, точнее, реликтовых волнах, оставшихся от начала Вселенной. Отпечаток едва различим, сам он находится на другом отпечатке — реликтовом излучении, запечатлевшем детали Большого взрыва.

22.05.2019 21:00:00

Увлечение велопрогулками в мегаполисах может быть вредным для здоровья по одной простой причине — городской воздух.

08.05.2019 16:00:00