Науки о Земле

Мотыляев А.
(«ХиЖ» 2015, №1)
Обычно содержимое унитаза попадает в городскую канализацию и далее следует на переработку к так называемым полям орошения, проходя по дороге биологическую и химическую очистку. А если есть подозрения, что система работает как-то не так, что содержимое унитаза сразу же оказывается в окружающей среде? Тогда нужно привлекать к ответственности городские службы. Но как доказать, что неприятный запах от реки вызван именно содержимым унитаза? Для этого нужно поставить эксперимент по изучению копротранспорта (напомним, что по-гречески kopros — навоз или кал).
(«ХиЖ» 2014, №11)
Специалисты из дармштадского отделения Института прикладной экологии во главе с Маттиасом Бухертом по заказу правительства земли Северный Рейн— Вестфалия в феврале 2012 года попытались проанализировать, какие элементы в каких отходах содержатся и как все это можно перерабатывать.  >>
(«ХиЖ» 2014, №10)
Фонд Черепахи (Turtle Foundation) был основан в 2000 году, и первый свой масштабный проект он развернул в Индонезии на двух островах архипелага Дераван (Derawan), куда приходят зеленые черепахи, чтобы отложить яйца. Результаты проекта за 12 лет впечатляющие: 60% всех черепашьих гнезд на островах взяты под охрану от браконьеров. В результате этих усилий из яиц вылупились 6,5 миллионов черепашьих детенышей. Правда, лишь один-два детеныша из тысячи уцелеют и доживут до солидного возраста. Но этот процесс регулирует природа. Задача же Фонда — защитить черепах от людей.
О географии вообще и школьной в частности
Перлов Л.Е.
(«ХиЖ» 2014, №9)

Любая наука отвечает в конечном счете на какой-то свой главный вопрос. Для математики, в самом примитивном виде, это вопрос «сколько?», для истории — «что и когда?». Для географии на протяжении двух тысяч лет такими вопросами были «что и где»? В начале XX века практически все ответы на эти вопросы были получены. Однако к этому времени появился другой, куда более интересный: почему? И тут же выяснилось, что, во-первых, настоящая география только начинается и, во-вторых, что она теснейшим образом связана с прочими областями знания.

(«ХиЖ» 2014, №9)
Пчелам в современном индустриальном мире живется плохо, фактически идет их быстрое вымирание. Так, по данным опубликованного 17 июля 2014 года доклада «Scientists flying to the rescue of bees» французского Национального института сельскохозяйственных исследований (www.inra.fr), в странах Евросоюза ежегодно зимой гибнет от 25 до 40% пчелиных семей. В США — 35%. А еще десять лет назад нормой считалась гибель 10% семей. В общем, понесенные пасечниками потери настолько серьезны, что сейчас в Европе требуется поставить дополнительно более 13 миллионов ульев, иначе опыляемые пчелами растения снижают урожай.
Биоразложение на природе
(«ХиЖ» 2014, №9)
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?
Загадка папиршпата
Кантор Б.З.
(«ХиЖ» 2014, №7)

Кальцит, природный карбонат кальция CaCO3 — один из самых распространенных минералов и чемпион минерального царства по разнообразию внешнего облика. Это качество кальцита связано с его необыкновенной живучестью: он отлично чувствует себя в огромном диапазоне физико-химических условий и поэтому встречается почти в любой геологической обстановке.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага?  >>
(«ХиЖ» 2014, №7)
Жесткий отбор, который действует на наших полях, обработанных средствами защиты культурных растений, уже приводит к пугающим последствиям. Не будем говорить о выкладках противников ГМО и сторонников «органической пищи». Результаты «гонки вооружений» между фермерами и дикой флорой обсуждали специалисты на симпозиуме по борьбе с сорняками, который прошел в рамках ежегодного собрания Американского химического общества в сентябре 2013 года.
Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)... >>