Биология

Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgОдин из чрезвычайно запутанных вопросов современной науки: влияют ли циклы солнечной активности на Землю? Понятно, что вспышки оказывают сильное влияние и даже способны вызывать техногенные катастрофы – отключать связь, наводить сильные токи в протяженных металлических системах вроде трубопроводов и линий электропередачи. Но вот способны ли сами по себе вариации солнечной активности и связанные с ними изменения межпланетного магнитного поля и потока частиц от нашего светила вызывать изменения климата, способствовать революциям, провоцировать вспышки заболеваний?
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgИзучая изотопный профиль бабочек-репейниц, исследователи смогли нанести на карту пути, по которым происходит ежегодная миграция этих насекомых («Biology Letters», 2016, 12, 20160561, doi: 10.1098/rsbl.2016.0561). Для того чтобы вывести потомство, некоторые бабочки каждый год преодолевают тысячи километров между Европой и Африкой и даже пересекают Сахару.

Попов В.Л., Филиппов А.Э., Горб Станислав
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-06.jpgВот скажите, что вы чувствуете при виде мухи на окне или на потолке? Или таракана, шустро взбегающего к нам на стол? Ничего, кроме досады, правда? И уж точно никаких мыслей, кроме одной: как бы поскорее от них избавиться! А зря. В XXI веке мы уже вполне готовы к тому, чтобы задуматься над очередным «детским» вопросом: а как, собственно, они это делают?

Джагаров Д.Э.
(«ХиЖ» 2016, №12)

prev_2016_12-05.jpgЕще одним достижением уходящего 2016 года стала разработка способов избирательного воздействия на эпигеном — изменения активности генов без изменений в нуклеотидной последовательности ДНК. Редактирование эпигенома, по идее, должно быть гораздо безопаснее редактирования генома.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-04.jpgCRISPR/Cas9 опять в первых строчках новостей. Героями дня снова стали китайские ученые, но они выбрали менее масштабную задачу и, пожалуй, более практичную: взять из организма отдельные клетки, модифицировать их геном и вернуть в организм.

Корочкин Л.И., Гершензон С.М.
(«ХиЖ» 1998, №8)

Cell.jpg

22 февраля 1997 года мир узнал о клонировании первого млекопитающего — овечки Долли. В память об этом событии, в статье недели ХиЖ член-корреспондент РАН Леонид Иванович Корочкин из Института биологии гена РАН делится своими мыслями о клонировании и его перспективах.

(Из архива «Химии и жизни» (№1998-08) — http://hij.ru/archive/)

(«ХиЖ» 2016, №11)
Многие дамы жалуются что им, таким умным, образованным, энергичным и талантливым, мужчины не дают занимать ответственные и престижные должности, опасаясь конкуренции. Эти обвинения справедливы, конечно, но лишь отчасти. Дело в том, что женщины зачастую ведут себя «не по-мужски» — не умеют мириться.

(«ХиЖ» 2016, №11)
Около 40 лет назад американский энтомолог Фрэнк Паркер обнаружил в пустыне Сан-Рафаэль в штате Юта гнезда пчел Anthophora pueblo. Пчелы выгрызали норки в мягком песчанике. Представьте себе скалу, испещренную дырочками, из которой доносится негромкое, но отчетливое поскребывание. Это работают челюстями пчелы.

Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2016, №11)
Выход жизни на сушу — событие, настолько сильно растянутое во времени, что его просто невозможно рассматривать как четкий порог. Более того, сама постановка вопроса о выходе на сушу на самом деле спорна. Утверждение «море — колыбель жизни» вовсе не такое само собой разумеющееся, как может показаться.

(«ХиЖ» 2016, №11)
Задача больного — победить недуг. Если болезнь инфекционная, большая нагрузка ложится на иммунную систему, ее активность требует энергии. Однако, предоставленный сам себе, больной ищет уединения, много спит и почти ничего не ест. Полное отсутствие аппетита при объективной потребности организма в питании называется анорексией, она свойственна всем больным животным, от мухи до человека. Раз так, анорексия должна иметь какой-то биологический смысл, но какой?

28.09.2018 17:30:00

Уже сегодня более двух миллиардов человек во всем мире регулярно употребляют в пищу насекомых. Все знают, что это ценный источник белка, витаминов, минералов и полезных жиров — самое время выяснить, есть ли в них что-то вредное.